|
составляющих играет свою роль в формировании этики и все они влияют друг на
друга.
* Этика, от греческого ethos, означающего «характер» или «состояние духа»,
относится к моральным оценкам, которые вы используете в повседневной жизни.
• Мораль отражает обычаи, преподнесенные нам обществом. Вы берете свою мораль и
прикладываете ее к повседневности — и отсюда возникает система ценностей.
* Ценности, соответственно, являются наиболее полной личной версией
общественных установлении.
• Совокупность всех этих составляющих представляет собой взаимодействие ваших
ценностей, этики и ответственности.
Одно дело иметь систему ценностей, основанную на общественной морали за или
против чего-либо. Другое дело — верить в эту систему, соблюдать этический
кодекс поведения в повседневной жизни. То, как вы на самом деле ведете себя,
когда сталкиваетесь с проблемами, определяет уровень взаимодействия всех
составляющих. Этика ничего не значит, если нет совокупности этих составляющих.
Как вы могли заметить, в последнем абзаце не было ничего конкретного. Некоторые
из названных понятий относительны и чрезвычайно субъективны. И именно в этом
дело: каждый тип личности интерпретирует этику, мораль, ценности и их
совокупность по-своему. И, конечно же, каждый твердо верит, что именно его
интерпретация верна.
Почему все это важно? Разве мы не сможем дня прожить и без этих туманных
понятий? Возможно, что сможем, но долго так продолжаться не будет. Чем сложнее
жизнь, тем бессмысленнее прятать голову в песок.
Только посмотрите, что происходит вокруг. Газеты полны рассказов о неэтичном
поведении, связанном с деньгами — биллионами долларов, и каждая из этих историй
сенсационнее предыдущей: фондовая биржа, индустрия сбережений и кредитов,
Пентагон и проч. Замешаны в этом не только высокопоставленные официальные лица.
Нити тянутся к брокерам по недвижимости, субподрядчикам и бесчисленным местным
бюрократам. Уже само существование в Департаменте Обороны бесплатного номера
«800» для анонимных сообщений о правонарушениях, включая растраты, подлоги и
даже неосторожное вождение автомобиля, является показателем того, какая большая
часть общества затронута всем этим. Даже там, где мы живем, абонирован
бесплатный номер для того, чтобы сообщать об автобусах, ездящих с недобором
пассажиров!
Еще одна проблема состоит в том, что нам трудно совладать с нашими же
технологиями. Компьютеры и телекоммуникация облегчают быстрые как молния
передвижения с виду невинных массивов информации, которые могут принести вреда
на мультибиллионы долларов. Офисный ксерокс и баночка белил могут дать ловчим
возможность подделать рецепт, письмо, отчет. Похоже, что каждое техническое
нововведение создает новые возможности для нарушения этики.
Ко всему этому следует добавить, что рабочее месте» стало функциональным, а
сами работники — более разнообразных этнических типов и квалификации, и это
создает новые этические проблемы для каждого из нас. Возьмем, например, случай
с беременной женщиной, работающей за компьютером. Некоторые данные говорят о
том, что радиация, излучаемая экраном, может привести к выкидышу или к
отклонениям в развитии ребенка. И встает вопрос (ведь у нас нет достаточно
убедительных доказательств, что это именно так), следует ли беременную женщину,
т.е. специалиста-оператора перевести на другую работу, или пускай она
продолжает работать с компьютером, а если не хочет — то пусть увольняется? Или,
например, следует ли печатать правила техники безопасности на испанском,
корейском или каком-то еще языке, чтобы все рабочие наверняка их поняли? Если
нет, то получится, что, говоря только на родном языке, люди будут подвергать
свою жизнь каждодневной опасности? Двадцать пять лет тому назад рабочие были в
подавляющем большинстве англоговорящими, а потому ни они, ни владельцы
предприятий с подобными проблемами не сталкивались.
С тех пор, как все настолько осложнилось, один вопрос, напротив, относительно
прояснился: не существует единой этической схемы, по которой бы действовали
абсолютно все.
Недостаток этического единодушия относится и к деятельности компаний. Так же,
как различаются этические установки отдельных людей, не одинаковы и действия
компаний. Та компания, в которой преобладают ISTJ, например, займет совсем не
ту этическую позицию, что компания, персонал которой состоит из ENFP. И каждая
из них может быть обвинена в излишне строгой этике, сомнительных принципах или
полном отсутствии таковых. Мы называем их консерваторами, либералами,
прогрессистами, реакционерами, республиканцами, демократами, молодежью или
стариками. И все это лишь ярлыки, которые не попадают в цель. Каждый
символизирует ту или иную этическую позицию.
В последние годы этические вопросы в жизни компаний — и людей — разрешаются не
с помощью религии или в семье, а юридическим путем. В тех случаях, когда мы
прежде обращались к священникам и близким с просьбой помочь разобраться в
повседневных проблемах, мы идем к юристам, судьям, предоставляя им выбирать
единственную из множества интерпретаций одного и того же этического вопроса.
Так, раздутый отчет теперь перестал быть вопросом сомнительной этики, это лишь
юридическая проблема, включающая обман, секретность и подлог. (То же относится
и к последующему увольнению сотрудника, приукрасившего кое-какие показатели.)
Кое-кто скажет, и будет прав, что серьезное участие юристов в наших делах само
по себе вызвало к жизни множество новых этических проблем.
ШУТКИ С ПРАВДОЙ
Поп-культура полна примеров этических проблем и творческих путей их легкого
разрешения. Например, возьмите сцену из мьюзикла «Скрипач на крыше».
|
|