|
Аушра Аугустинавичюте, 12.1982 г.
Комментарий к типологии Юнга
и введение в информационный метаболизм
Типология Карла Густава Юнга [К.Г.Юнг. Психологические типы. М., 1924.]
кардинально отличается от всех других типологий, которые, как правило,
ограничиваются описанием поведения людей и классификацией этого поведения.
Юнг не ищет ни болезней, ни акцентуаций характера, он ищет структурные различия
в восприятии и мышлении полностью здоровых, во всех отношениях нормальных
индивидуумов, в каких склонностях, способностях и талантах эти структуры
проявляются, к каким жизненным сложностям приводят.
1. "Два лица, ? говорит Юнг, ? ... видят один и тот же объект, но они видят его
не так, чтобы обе, полученные от этого картины, были абсолютно идентичны.
Помимо различной остроты органов чувств и личного уравнения часто бывают
глубокие различия в роде и размере психической ассимиляции перцепцируемого
образа¦ (с.56) [В данной работе цитируется только одно вышеуказанное
произведение К.Г.Юнга, поэтому ограничиваемся указанием страницы.].
Типология Юнга ? это типология здоровых людей, позволяющая понять и психику
больного человека, а не наоборот, как это обычно бывает. Но она не завершена.
Юнг дал лишь контурную карту человеческих типов, требующую доделок и завершения.
Многие гипотезы и размышления автора типологии являются только рабочими
гипотезами, догадками при попытке спроецировать модель человеческой психики.
Цель данного раздела нашей работы ? попытаться вникнуть в спроецированные Юнгом
модели психики, показать, какие положения и категории можно считать полностью
доказанными и неопровержимыми. И, насколько удастся, уточнить данную им
контурную карту. Настало время рассмотреть те положения и рабочие гипотезы Юнга,
которые отслужили свое время, не забывая притом, что понять Юнга до конца пока
достаточно трудно, зачастую он глубже и точнее, чем кажется даже после
основательного изучения. Кое-что из кажущегося сегодня недочетом, ошибкой,
случайным словом или оговоркой, в будущем может раскрыться как еще одно
недооцененное положение. Часто за, казалось бы, не к месту приведенной мыслью
кроются постигнутые автором глубокие закономерности, которые он лишь
поверхностно обрисовывает. И многое приходится открывать заново, чтобы
убедиться, что у Юнга это ?уже было¦, только ? не вполне развернуто, нечетко
сформулировано.
Нередко Юнгу инкриминируется ненаучность, неясность и непонятность используемой
терминологии. Но ведь он, работая в первой половине XX века (1875-1961), попал
в сферу непознанных объектов. Большинство используемых Юнгом терминов играют
роль как бы первоначальных, условных ?кличей¦, нужных для того, чтобы одну
часть не до конца понятного явления отличить от другой его части. Без этого
невозможно дальнейшее осмысление изучаемого объекта. Ученый, старающийся
разгадать загадку человеческой психики, находится в положении, допустим, физика,
изучающего глубинные процессы, которые нельзя увидеть собственными глазами, и
информация о которых собирается только на основе наблюдения внешнего
взаимодействия объектов. Все написанные Юнгом ? обобщение наблюдений за
взаимодействием людей и попытки построить на основе этих наблюдений модели
психики. Сам Юнг писал об этом:
2. ?...я...должен ограничиться изложением начал, которые я абстрагировал из
подобных отдельных наблюдений. При этом дело идет не о дедукции а приори, как
это могло бы казаться, а о дедуктивном изложении эмпирически приобретенных
взглядов¦. (с.6)
Жаль, что другие исследователи человеческой психики пошли не по юнговской тропе,
а начали кружить окольными дорогами. Поэтому до сих пор и у нас, и на Западе
каждый из более или менее крупных специалистов пользуется различной типологией,
а то и вообще обходится без нее. Это выглядит не менее странно, как если бы
после Менделеева химики составляли свои собственные таблицы химических
элементов.
Как и на каком основании появилась типология Юнга? По сути дела, это ?
усовершенствование модели Зигмунда Фрейда ?
эго ? суперэго ? ид
Проверяя эту модель, Юнг убедился, что большая часть или даже все отношения
человека с одушевленными и неодушевленными предметами, определяются психической
структурой людей. То есть, что эти отношения бывают разными, и что причина этой
разности ? различие в психической структуре индивидов. Поэтому, используя
отношения как отправную точку, можно сконструировать не одну, как у Фрейда, а
несколько моделей психики, что и сделал Юнг. Сразу может возникнуть вопрос,
почему исходной точкой были отношения? Как увидим дальше, это определяется тем,
что автор типологии относился к ?интровертированному¦ типу, сознательное
восприятие которого обращено не к объектам, а к отношениям между ними.
Открытие Юнга ? это открытие механизма селекции воспринимаемых психикой
сигналов. Этот механизм можно назвать кодом информационного метаболизма (ИМ),
или правилами языка, с помощью которого передается информация. Механизм
образован из восьми элементов, разные комбинации которых дают шестнадцать кодов
ИМ. Каждый человек ? обладатель одного из таких кодов, поэтому, с точки зрения
типологии Юнга, человек не только индивидуальность и представитель
человеческого рода, но и представитель определенного типа ИМ. Типы
информационного метаболизма ? качественно отличающиеся составные элементы
человечества.
Основой моделей ИМ стала своеобразная структура ? сочетание восьми элементов,
которые Юнг называл психическими функциями. Отличие между отдельными моделями в
том, какие из элементов играют ведущую роль. Прежде всего, роль первой и второй
функции. Хотя сам Юнг подчеркивал значение исключительно первой ? основной
функции:
3. "основными функциями, т.е. функциями, которые существенно отличаются от
других функций, являются, по моему опыту, мышление, эмоции, ощущение и интуиция.
Если привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий
тип. Поэтому я различаю мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный
тип. Каждый из этих типов может быть интровертированным или экстравертированным.
..¦ (с.9).
4. "В общем, я различаю четыре основные функции, две рациональные и две
иррациональные функции, а именно, мышление и эмоции, ощущение и интуицию.
Почему именно эти четыре функции я признаю основными функциями, ? я не могу
привести оснований а приори, могу только сказать, что такое понимание сложилось
у меня в течение многолетнего опыта¦ (с.94).
Объясняя эти положения, добавим, что если типы ИМ Юнг называл
экстравертированными и интровертированными, то отдельные элементы-функции им
назывались функциями с экстравертированной установкой и функциями с
интровертированной установкой. Четыре функции с экстравертированной и четыре с
интровертированной установкой, итого ? восемь. Поэтому мы везде говорим не о
четырех, как Юнг, а о восьми элементах. Небезынтересно заметить, что то, что у
Юнга называлось первой и второй функциями, является ни чем иным как Фрейдовским
ЭГО.
Чистый тип
Часто задается вопрос, а не может ли человек быть и ?экстравертом¦
(экстравертированным) и ?интровертом¦ (интровертированным) одновременно. То
есть, не может ли быть частично одним, частично другим. Положим конец
недоразумениям, если уясним, что психика одного человека потенциально, то есть
в своем зародыше, ничем существенным не отличается от психики другого. Не
бывает и не может быть, чтобы в одном было что-то, чего в другом нет и следа. В
каждом типе ИМ есть то же самое, только в разной степени развития. В каждом
находим и механизм экстраверсии и механизм интроверсии. Но у каждого один из
них преобладает. Именно потому одних называем только экстравертированными,
других только интровертированными.
5. ?...каждый человек обладает общими механизмами, экстраверсией и интроверсией,
и только относительный перевес одного или другого определяет тип¦ (с.6).
6. ?...тип, т.е. привычная установка, в которой один механизм постоянно
господствует, не будучи в состоянии, конечно, полностью подавить другой, так
как он необходимо принадлежит к психической деятельности жизни. Поэтому,
никогда не может существовать чистый тип в том смысле, что он полностью владеет
одним механизмом при полной атрофии другого. Типическая установка всегда
означает только относительный перевес одного механизма¦ (с.8).
Следует обратить внимание на употребляемое Юнгом и нами, в данной цитате
подчеркнутое, понятие ?чистого типа¦. Оно легко запутывает любого менее
опытного читателя, которому кажется, что это ?сам Юнг¦ утверждает, что чистых
типов не бывает и потому каждый ?немного экстраверт, немного интроверт¦. Хотя
Юнг здесь утверждает лишь, что механизмы экстраверсии и интроверсии один без
другого не существуют. Что то, является человек экстравертированным или
интровертированным, определяется лишь перевесом одного из механизмов. Юнг
пользовался понятием ?специальных типов¦ или ?функциональных типов¦, которые
возникают благодаря ?компенсации¦, то есть благодаря тому, что одновременно
действуют оба механизма и все восемь элементов:
7. ?...я попытаюсь...дать некоторую характеристику тех специальных типов,
своеобразие которых определяется тем, что индивидуум приспособляется и
ориентируется главным образом посредством наиболее развитой у него функции. Я
бы обозначил... последние ? как функциональные типы¦ (с.10).
Когда мы говорим о типах информационного метаболизма, имеем в виду именно такие,
образованные из всех восьми элементов, конгломераты, в которых определенные
элементы, и это постоянно, играют ведущую роль. Поэтому, если в каждой психике
есть все элементы, то однако нельзя сказать, что в ней есть немного от одного,
немного от другого типа.
Вторым, часто двусмысленно понимаемым утверждением Юнга, является вопрос о том,
возможно ли ?гармоничное¦, т.е. равномерное развитие двух или большего
количества элементов. Во избежание недоразумений, цитируем:
8. "Как показывает опыт, основные психологические функции редко или почти
никогда не имеют равной силы или одинаковой степени развития у одного и того же
индивидуума. Обычно та или другая функции перевешивает как в силе, так и в
развитии¦ (с.27).
9. "Однако, ? писал Юнг,-...существуют индивидуумы, у которых мышление стоит на
одной высоте с чувствованием, причем оба обладают одинаковой сознательной
мотивирующей силой. Но в таком случае дело идет не о дифференцированном типе,
но об относительно неразвитом мышлении и чувствовании. Равномерная
сознательность и бессознательность функций является поэтому признаком
примитивного состояния духа¦ (с.88-89).
Наши исследования полностью подтвердили это утверждение: среди психически
полноценных людей мы таких индивидуумов не встретили. Хочется лишь сразу
добавить, что это правило верно для всех восьми элементов-функций. Каждый
элемент исполняет другую функцию, отличается как количеством так и качеством
воспринимаемой извне и обрабатываемой информации. То есть, в модели ИМ каждый
из восьми элементов исполняет совершенно другую роль.
Можно ли изменить тип человека? Нет, нельзя, и старание это сделать приводит к
болезни:
10. "Там, где имеет место...обусловленное внешним влиянием извращение типа,
индивидуум в дальнейшем по большей части становится невротическим, и его
излечение возможно только через выявление естественно соответствующей
индивидууму установки¦ (с.13).
Наши наблюдения показывают, что этот процесс происходит всегда, если люди не
обеспечены партнерами с дополняющей психикой, и каждый каждого старается
превратить в своего дуала. Тот, кто этой борьбы не выдерживает, вынужден
отказаться от реализации какой-либо части своей личности, и становится
невротиком.
Экстравертированные, экстраверты, экстратимы
Юнг разделял людей на экстравертированных и интровертированных. При
психологически благоприятном климате такие индивиды по своей внешней активности
почти не отличаются. С увеличением психологического дискомфорта одни
?интровертируются¦, что называется ?уходят в себя¦. Это ? уход от непризнающих.
Другие в тех же условиях ?экстравертируются¦, становятся заметно и
неуравновешенно активными и поиске признающих. Эта, замеченная Юнгом, тенденция
стала причиной появления терминов экстраверсия и интроверсия.
В психологической литературе взамен громоздких экстравертированный
-интровертированный прижились термины экстраверт-интроверт. К сожалению,
например, индивиды с экстравертированной установкой у Юнга и экстраверты у
других авторов часто являются различными понятиями. По тесту Айзенка, в
категорию интровертов попадает большинство экстравертированных интуитивных со
второй функцией мышления лишь потому, что они сравнительно трудно устанавливают
контакты с людьми. В то время как общительный сенсорный интровертированный со
второй функцией эмоций чаще всего попадает в группу экстравертов. Карл Леонгард
в своей книге ?Акцентуированные личности¦ (Киев, 1981) определяет Дон Кихота
как интроверта-мечтателя, а Санчо Панса как практического экстраверта. По нашим
данным, первый является полностью обращенным к внешнему миру
экстравертированным интуитивным типом, второй ? очень практичным сенсорным
интровертированным. По этим причинам, мы и не можем пользоваться терминами
экстраверт-интроверт.
Термины Юнга экстравертированный-интровертированный громоздки. Еще более
громоздкими являются названия функций-элементов. Юнг их называет функциями в
экстравертированной или интровертированной установке. При этом, те функции,
которые находятся в экстравертированной установке, таковыми являются потому,
что они экстравертируются теми функциями, которые находятся в
интровертированной установке. А те, что находятся в интровертированной
установке, интровертируются теми, что находятся в экстравертированной установке.
Поэтому для практического пользования мы считаем возможным создать новые,
более простые термины. Функции в экстравертированной установке будем называть
экстратимными элементами. Функции в интровертированной установке -интротимными
элементами. Соответственно, определим экстравертированных и интровертированных
индивидов ? экстратимами и интротимами. Или, точнее, для обозначения индивидов
с психическим равновесием, по аналогии с терминами шизотим-циклотим, будем
пользоваться терминами экстратим-интротим. Экстравертированными и
интровертированными же будем называть индивидуумов с явно экстравертированным
или явно интровертированным поведением.
Модель К и модель Ю.
Открытое Юнгом образование из всех восьми элементов для удобства назовем
моделью К (Карл). Но есть еще одна модель, образованная из четырех наиболее
развитых и сознательных, по мнению автора, или ? дифференцированных элементов,
которую будем называть моделью Ю (Юнг). По сути дела, это ? юнговский механизм
экстраверсии, когда речь идет об экстратимах, и механизм интроверсии ? для
интротимов.
11. "Дифференцирование означает развитие отличий, выделение частей из целого...
Пока функция в такой мере слита в другой или несколькими другими...что она не
может выявиться сама по себе, то она находится в архаическом состоянии, она не
дифференцирована, т.е. она не выделена из целого, как отдельная часть, и как
таковая не существует сама по себе... Дифференцирование состоит в отделении
функции от других функций и ее отдельных частей друг от друга¦ (с.93).
В конструкциях моделей К и Ю Юнгом установлены нижеприведенные закономерности,
которые расшифровать по тексту Юнга было весьма трудно и порой даже невозможно,
если бы не уверенность, что за всем, о чем пишет Юнг, стоит четкая структура.
1. Модель К образована из четырех пар однородных элементов, один из которых ?
интротимен, другой ? экстратимен. Каждая такая пара, как уже упоминалось,
объединена одинаковыми названиями, например, интротимное и экстратимное
мышление.
Для обозначения четырех пар однородных элементов используем следующие символы:
мышление ,
эмоции ,
ощущения ,
интуиция ,
четыре из них экстратимны: , , ,
четыре ? интротимны: , , ,
Те же восемь элементов можно разделить на
рациональные , , ,
и иррациональные , , ,
Примечание: Деление на рациональные и иррациональные типы (Юнг) соответствует
делению Кречмера на шизотимность и циклотимность. Эпитимы относятся к
иррациональным.
2. В модель Ю из каждой пары однородных элементов попадает только один.
Соотношение между интротимными и экстратимными элементами в ней 1:3 или 3:1.
Два элемента рациональны, два иррациональны: если элемент, исполняющий роль
первой функции рационален, то рационален и четвертый, а второй и третий ?
наоборот.
В экстратимной модели Ю первая функция экстратимна, остальные три -интротимны.
В интротимной ? наоборот. Это подтверждается следующим высказыванием Юнга, из
которого узнаем о трех компенсирующих функциях.
12. "Противостоящие этому мышлению <интровертированному> относительно
бессознательные функции эмоций, интуиции и ощущения неполноценны и имеют
примитивно экстравертированный характер...¦ (с.69).
Теперь нужно определить, которые из этих функций более, которые менее подавлены,
т.е. выстроить их в ряд:
13. ? Всех типов, могущих встретиться в практике, касается основное положение,
что они, помимо сознательной главной функции, обладают еще относительно
сознательной вспомогательной функцией, которая во всех отношениях отличается от
сущности главной функции¦ (с.89).
14. "Второстепенной функцией, конечно, может быть только такая функция,
сущность которой не является противоположностью главной функции. Например,
рядом с мышлением второй функцией никогда не может быть чувствование, так как
его сущность находится в слишком сильной противоположности к мышлению. Мышление
должно тщательно исключать чувствование, если только оно хочет быть действенным.
..¦ (с.38).
15. "Вторичная функция, согласно опыту, всегда такова, что ее сущность является
иной, но не противоположной главной функции, так что, например, мышление как
главная функция легко может соединиться с интуицией, как вторичной функцией,
или так же хорошо с ощущением, но никогда... с чувствованием. Интуиция так же,
как и ощущение, не противоположны мышлению, т.е. они не должны необходимо
исключаться потому, что мышлению они неподобны по сущности в обратном смысле,
как чувствование, которое... конкурирует с мышлением...¦ (с.89).
Итак ? следующая после первой рациональной функции вторая является
иррациональной. О том, что третья тоже будет иррациональна, а четвертая
рациональна, говорит следующее:
16. "у экстравертированного мыслительного ... торможению подвергаются прежде
всего эмоции ... они наиболее интенсивно подавляются¦ (с.30).
17. ?...как интровертированному мышлению противополагается примитивное
чувствование... так против интровертированного чувствования выступает
примитивное мышление...¦ (с.31).
18. "Соответственно сознательному содержанию функций образуется также
бессознательное группирование функций. Так, например, сознательному
практическому интеллекту соответствует бессознательная интуитивно-эмоциональная
установка, причем функция чувствования подвергается относительно более сильному
торможению, чем интуиция¦ (с.89).
19. "Его <сенсорного интровертированного> бессознательное проявляется, главным
образом, в подавлении интуиции, которая имеет экстравертированный и архаический
характер¦.
Отчетливо видно, что третья функция относится к той же группе рациональности,
что и вторая, а четвертая к той, что и первая. Сознательным практическим
интеллектом Юнг называл мыслительных экстравертов и интровертов, второй
функцией которых является сенсорика. В наших символах модели практических
интеллектов приобретут следующее выражение:
1) экстратим -
2) интротим -
Зная вышеуказанные закономерности, из имеющихся восьми элементов можно
образовать 16 моделей Ю:
Экстратимные модели Ю
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Интротимные модели Ю
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16. Для обозначения типа интеллекта достаточно первых двух элементов-функций: ,
. Это то, что Фрейд назвал ЭГО.
Нашими исследованиями подтверждено наличие всех этих моделей в любом достаточно
многолюдном социуме.
Юнг в своей типологии дал описание типов по первому элементу модели. Поэтому
две модели объединялись под названием одного первого элемента. Мы везде будем
говорить о 16 типах в соответствии с фактически имеющимся количеством моделей.
3. Модель К образована из модели Ю и зеркального ее отображения (тени). Это
вытекает из следующего высказывания Юнга:
20. ?...психическая компенсация к сознательной экстравертированной установке
особенно подчеркнет субъективный момент... сильную эгоцентрическую тенденцию в
бессознательном... Установка бессознательного для действительного дополнения
сознательной экстравертированной установки имеет свойство интровертирующего
характера. Она концентрирует энергию на субъективном моменте, т.е. на всех
потребностях и побуждениях, которые подавлены и вытеснены слишком
экстравертированной сознательной установкой¦ (с.18).
То есть, если модель Ю одного из типов ? механизм экстраверсии:
то его модель К ? механизм экстраверсии плюс зеркальное отображение механизма
интроверсии:
В равной мере, как в первой четверке три экстратимных элемента сгруппированы
вокруг одного интротимного, так во второй интротимные сгруппированы вокруг
одного экстратимного. Максимально противоположными и несовместимыми являются
однородные функции, так как
21. ?...обе точки зрения ведут непрерывную войну друг против друга¦ (с.126).
Поэтому логично, что первый и замыкающий элементы однородны, как это у нас и
получилось.
Ошибочные гипотезы Юнга
Некоторые гипотезы и положения Юнга явно устарели, и их уже можно заменить
другими.
1. Юнг не полностью чувствовал и не полностью передал различие между
экстравертированностью ведущего психического механизма и экстравертированностью
психики. У него первое как бы само собой переходило во второе и вместе взятое
обозначало ориентировку на объект. И личность чуть ли не сливалась с внешними
объектами, то есть с объектами ориентации.
То же самое происходит с интровертированностью ведущего психического механизма
и интровертированностью психики. Первое переходит во второе, личность ?уходит в
себя¦, сворачивается, и отсюда прямой вывод, что она, т.е. личность, ?
ориентирована на субъект.
Если в случае с экстратимами, Юнг очень близок к правде, за исключением того,
что субъект тоже является объектом и потому на него в сознательной жизни
ориентирован не интротим, а тот же самый экстратим, то в случае с интротимами
пришлось ввести совершенно новое понятие ? понятие межобъективных и
межсубъективных отношений. На которые в своей сознательной жизни и
ориентируется интротим.
Автор типологии ошибся, когда пытался установить, что именно составляет
конкретное содержание ?психических функций¦, которые мы назвали элементами ИМ.
Видимые различия в поведении людей при разных моделях психики были столь велики,
люди так отличались своими жизненными установками, образом жизни и мышления,
своими реальными способностями, что Юнгу пришло в голову, что образующими
модели элементами может быть что-то другое, помимо основных психических
функций: мышления, эмоций, ощущений, интуиции (ошибка Колумба у берегов
Америки). Поэтому свои типы он и назвал:
ЭГО моделей в символах 1. Экстравертированный мыслительный
2. Экстравертированный эмоциональный
3. Экстравертированный сенсорный
4. Экстравертированный интуитивный
5. Интровертированный мыслительный
6. Интровертированный эмоциональный
7. Интровертированный сенсорный
8. Интровертированный интуитивный ,
,
,
,
,
,
,
, Юнгу казалось, что, скажем, ?эмоциональные экстравертированные¦ в своих
суждениях руководствуются только чувствами, а не разумом. И сам удивлялся , что
влюбляются такие индивидуумы сознательно. Отсюда был только один шаг до вывода,
что ?мыслят¦ не только ?мыслительные¦, что мышление других типов не менее
сознательно, качественно и рационально, только каждый ?мыслит¦ по-настоящему
сознательно о другом или в другой ситуации. Этого шага Юнг не сделал.
В результате отсутствия такого вывода невольно сложилось впечатление, что хотя
все типы обществу чем-то полезны, но они далеко не равноценны и ?самым
качественным¦, несомненно, является ?мыслительный¦. Другие же в какой-то мере
могут быть даже ошибками воспитания.
На проверку оказалось, что психические функции ни что иное, как восприятие
разных сторон конкретной и совершенно объективной действительности. Вся
типология основана на том, что информация о внешнем мире дифференцирована, что
разные типы личности полностью сознательно воспринимают и оценивают другие
стороны того же объективного материального мира. Психические типы Юнга ? типы
мышления или интеллекта. Но, наверное, проще всего будет их называть типами ИМ,
так как основное отличие между типами людей ? разница в обмене информацией с
внешним миром. Кроме того, этим названием мы хотя бы отчасти воздадим должное
классику польской психиатрии А.Кемпинскому, создателю оригинальной и полностью
созвучной с нашей типологией теории информационного метаболизма.
3. То ли ради упрощения сложной структуры излагаемой типологии, то ли потому,
что Юнг недооценивал значения второй функции, он описал свойства и некоторые
поведенческие моменты только восьми типов. То есть, объединил два типа в одном
названии и не показал, как отражается на психике и поведении человека, который
из двух возможных элементов исполняет роль второй функции.
При описании всех 16 типов юнговская типология наверное очень скоро получила бы
признание и стала популярной в кругах специалистов, мимо внимания которых не
мог бы проскользнуть факт, что те же ?типы¦, только под другими названиями,
повторяются в большинстве других типологий и описываются в учебниках психиатрии.
В силу того, что каждый тип ИМ имеет свое место наименьшего сопротивления
(МНС) и наиболее ярко дает о себе знать при психических расстройствах, начиная
с акцентуаций характера неврозов и психопатий.
4. Предложенная Юнгом восьмиэлементная модель, которую мы назвали моделью К, в
определенной мере оказалась временной и уже отслужившей рабочей гипотезой. Хотя
подтвердилось, что тип ИМ определяется восемью элементами, модель К пришлось
заменить на двухкольцевую модель А, с которой мы познакомимся в других разделах
нашей работы. Здесь лишь заметим, что если модель К одного из типов ИМ имеет
такой вид:
то модель А того же типа ИМ будет выглядеть так:
I блок ЭГО II блок СУПЕРЭГО III блок СУПЕРИД IV блок ИД [Термин СУПЕРИД
появился при разделении той части психики,
которую З.Фрейд называл ид, на ИД и СУПЕРИД.]
5. Все функции Юнг делил на рациональные рассудочные: мышление,эмоции, и
иррациональные воспринимающие: ощущение, интуиция. При проверке оказалось, что
все элементы ИМ, как рациональные, так и иррациональные, как экстра- так и
интротимные и ?воспринимают¦ и ?рассуждают¦, а который из этих родов активности
перевешивает, зависит только от занимаемого элементом места в блоках модели А ?
т.е. от функции, исполняемой элементом.
При наших исследованиях оказалось, что у любого первого ? акцептного ? элемента
блока перевешивает восприятие, у любого второго ? репродуктивного ? рассуждение.
Каждый элемент воспринимает и обрабатывает конкретную информацию своими
способами. Количество информации и качество ее обработки обуславливается
функцией или местом элемента в модели А.
|
|