Аушра Аугустинавичюте, 12.1982 г. Комментарий к типологии Юнга и введение в информационный метаболизм Типология Карла Густава Юнга [К.Г.Юнг. Психологические типы. М., 1924.] кардинально отличается от всех других типологий, которые, как правило, ограничиваются описанием поведения людей и классификацией этого поведения. Юнг не ищет ни болезней, ни акцентуаций характера, он ищет структурные различия в восприятии и мышлении полностью здоровых, во всех отношениях нормальных индивидуумов, в каких склонностях, способностях и талантах эти структуры проявляются, к каким жизненным сложностям приводят. 1. "Два лица, ? говорит Юнг, ? ... видят один и тот же объект, но они видят его не так, чтобы обе, полученные от этого картины, были абсолютно идентичны. Помимо различной остроты органов чувств и личного уравнения часто бывают глубокие различия в роде и размере психической ассимиляции перцепцируемого образа¦ (с.56) [В данной работе цитируется только одно вышеуказанное произведение К.Г.Юнга, поэтому ограничиваемся указанием страницы.]. Типология Юнга ? это типология здоровых людей, позволяющая понять и психику больного человека, а не наоборот, как это обычно бывает. Но она не завершена. Юнг дал лишь контурную карту человеческих типов, требующую доделок и завершения. Многие гипотезы и размышления автора типологии являются только рабочими гипотезами, догадками при попытке спроецировать модель человеческой психики. Цель данного раздела нашей работы ? попытаться вникнуть в спроецированные Юнгом модели психики, показать, какие положения и категории можно считать полностью доказанными и неопровержимыми. И, насколько удастся, уточнить данную им контурную карту. Настало время рассмотреть те положения и рабочие гипотезы Юнга, которые отслужили свое время, не забывая притом, что понять Юнга до конца пока достаточно трудно, зачастую он глубже и точнее, чем кажется даже после основательного изучения. Кое-что из кажущегося сегодня недочетом, ошибкой, случайным словом или оговоркой, в будущем может раскрыться как еще одно недооцененное положение. Часто за, казалось бы, не к месту приведенной мыслью кроются постигнутые автором глубокие закономерности, которые он лишь поверхностно обрисовывает. И многое приходится открывать заново, чтобы убедиться, что у Юнга это ?уже было¦, только ? не вполне развернуто, нечетко сформулировано. Нередко Юнгу инкриминируется ненаучность, неясность и непонятность используемой терминологии. Но ведь он, работая в первой половине XX века (1875-1961), попал в сферу непознанных объектов. Большинство используемых Юнгом терминов играют роль как бы первоначальных, условных ?кличей¦, нужных для того, чтобы одну часть не до конца понятного явления отличить от другой его части. Без этого невозможно дальнейшее осмысление изучаемого объекта. Ученый, старающийся разгадать загадку человеческой психики, находится в положении, допустим, физика, изучающего глубинные процессы, которые нельзя увидеть собственными глазами, и информация о которых собирается только на основе наблюдения внешнего взаимодействия объектов. Все написанные Юнгом ? обобщение наблюдений за взаимодействием людей и попытки построить на основе этих наблюдений модели психики. Сам Юнг писал об этом: 2. ?...я...должен ограничиться изложением начал, которые я абстрагировал из подобных отдельных наблюдений. При этом дело идет не о дедукции а приори, как это могло бы казаться, а о дедуктивном изложении эмпирически приобретенных взглядов¦. (с.6) Жаль, что другие исследователи человеческой психики пошли не по юнговской тропе, а начали кружить окольными дорогами. Поэтому до сих пор и у нас, и на Западе каждый из более или менее крупных специалистов пользуется различной типологией, а то и вообще обходится без нее. Это выглядит не менее странно, как если бы после Менделеева химики составляли свои собственные таблицы химических элементов. Как и на каком основании появилась типология Юнга? По сути дела, это ? усовершенствование модели Зигмунда Фрейда ? эго ? суперэго ? ид Проверяя эту модель, Юнг убедился, что большая часть или даже все отношения человека с одушевленными и неодушевленными предметами, определяются психической структурой людей. То есть, что эти отношения бывают разными, и что причина этой разности ? различие в психической структуре индивидов. Поэтому, используя отношения как отправную точку, можно сконструировать не одну, как у Фрейда, а несколько моделей психики, что и сделал Юнг. Сразу может возникнуть вопрос, почему исходной точкой были отношения? Как увидим дальше, это определяется тем, что автор типологии относился к ?интровертированному¦ типу, сознательное восприятие которого обращено не к объектам, а к отношениям между ними. Открытие Юнга ? это открытие механизма селекции воспринимаемых психикой сигналов. Этот механизм можно назвать кодом информационного метаболизма (ИМ), или правилами языка, с помощью которого передается информация. Механизм образован из восьми элементов, разные комбинации которых дают шестнадцать кодов ИМ. Каждый человек ? обладатель одного из таких кодов, поэтому, с точки зрения типологии Юнга, человек не только индивидуальность и представитель человеческого рода, но и представитель определенного типа ИМ. Типы информационного метаболизма ? качественно отличающиеся составные элементы человечества. Основой моделей ИМ стала своеобразная структура ? сочетание восьми элементов, которые Юнг называл психическими функциями. Отличие между отдельными моделями в том, какие из элементов играют ведущую роль. Прежде всего, роль первой и второй функции. Хотя сам Юнг подчеркивал значение исключительно первой ? основной функции: 3. "основными функциями, т.е. функциями, которые существенно отличаются от других функций, являются, по моему опыту, мышление, эмоции, ощущение и интуиция. Если привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип. Поэтому я различаю мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный тип. Каждый из этих типов может быть интровертированным или экстравертированным. ..¦ (с.9). 4. "В общем, я различаю четыре основные функции, две рациональные и две иррациональные функции, а именно, мышление и эмоции, ощущение и интуицию. Почему именно эти четыре функции я признаю основными функциями, ? я не могу привести оснований а приори, могу только сказать, что такое понимание сложилось у меня в течение многолетнего опыта¦ (с.94). Объясняя эти положения, добавим, что если типы ИМ Юнг называл экстравертированными и интровертированными, то отдельные элементы-функции им назывались функциями с экстравертированной установкой и функциями с интровертированной установкой. Четыре функции с экстравертированной и четыре с интровертированной установкой, итого ? восемь. Поэтому мы везде говорим не о четырех, как Юнг, а о восьми элементах. Небезынтересно заметить, что то, что у Юнга называлось первой и второй функциями, является ни чем иным как Фрейдовским ЭГО. Чистый тип Часто задается вопрос, а не может ли человек быть и ?экстравертом¦ (экстравертированным) и ?интровертом¦ (интровертированным) одновременно. То есть, не может ли быть частично одним, частично другим. Положим конец недоразумениям, если уясним, что психика одного человека потенциально, то есть в своем зародыше, ничем существенным не отличается от психики другого. Не бывает и не может быть, чтобы в одном было что-то, чего в другом нет и следа. В каждом типе ИМ есть то же самое, только в разной степени развития. В каждом находим и механизм экстраверсии и механизм интроверсии. Но у каждого один из них преобладает. Именно потому одних называем только экстравертированными, других только интровертированными. 5. ?...каждый человек обладает общими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес одного или другого определяет тип¦ (с.6). 6. ?...тип, т.е. привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, не будучи в состоянии, конечно, полностью подавить другой, так как он необходимо принадлежит к психической деятельности жизни. Поэтому, никогда не может существовать чистый тип в том смысле, что он полностью владеет одним механизмом при полной атрофии другого. Типическая установка всегда означает только относительный перевес одного механизма¦ (с.8). Следует обратить внимание на употребляемое Юнгом и нами, в данной цитате подчеркнутое, понятие ?чистого типа¦. Оно легко запутывает любого менее опытного читателя, которому кажется, что это ?сам Юнг¦ утверждает, что чистых типов не бывает и потому каждый ?немного экстраверт, немного интроверт¦. Хотя Юнг здесь утверждает лишь, что механизмы экстраверсии и интроверсии один без другого не существуют. Что то, является человек экстравертированным или интровертированным, определяется лишь перевесом одного из механизмов. Юнг пользовался понятием ?специальных типов¦ или ?функциональных типов¦, которые возникают благодаря ?компенсации¦, то есть благодаря тому, что одновременно действуют оба механизма и все восемь элементов: 7. ?...я попытаюсь...дать некоторую характеристику тех специальных типов, своеобразие которых определяется тем, что индивидуум приспособляется и ориентируется главным образом посредством наиболее развитой у него функции. Я бы обозначил... последние ? как функциональные типы¦ (с.10). Когда мы говорим о типах информационного метаболизма, имеем в виду именно такие, образованные из всех восьми элементов, конгломераты, в которых определенные элементы, и это постоянно, играют ведущую роль. Поэтому, если в каждой психике есть все элементы, то однако нельзя сказать, что в ней есть немного от одного, немного от другого типа. Вторым, часто двусмысленно понимаемым утверждением Юнга, является вопрос о том, возможно ли ?гармоничное¦, т.е. равномерное развитие двух или большего количества элементов. Во избежание недоразумений, цитируем: 8. "Как показывает опыт, основные психологические функции редко или почти никогда не имеют равной силы или одинаковой степени развития у одного и того же индивидуума. Обычно та или другая функции перевешивает как в силе, так и в развитии¦ (с.27). 9. "Однако, ? писал Юнг,-...существуют индивидуумы, у которых мышление стоит на одной высоте с чувствованием, причем оба обладают одинаковой сознательной мотивирующей силой. Но в таком случае дело идет не о дифференцированном типе, но об относительно неразвитом мышлении и чувствовании. Равномерная сознательность и бессознательность функций является поэтому признаком примитивного состояния духа¦ (с.88-89). Наши исследования полностью подтвердили это утверждение: среди психически полноценных людей мы таких индивидуумов не встретили. Хочется лишь сразу добавить, что это правило верно для всех восьми элементов-функций. Каждый элемент исполняет другую функцию, отличается как количеством так и качеством воспринимаемой извне и обрабатываемой информации. То есть, в модели ИМ каждый из восьми элементов исполняет совершенно другую роль. Можно ли изменить тип человека? Нет, нельзя, и старание это сделать приводит к болезни: 10. "Там, где имеет место...обусловленное внешним влиянием извращение типа, индивидуум в дальнейшем по большей части становится невротическим, и его излечение возможно только через выявление естественно соответствующей индивидууму установки¦ (с.13). Наши наблюдения показывают, что этот процесс происходит всегда, если люди не обеспечены партнерами с дополняющей психикой, и каждый каждого старается превратить в своего дуала. Тот, кто этой борьбы не выдерживает, вынужден отказаться от реализации какой-либо части своей личности, и становится невротиком. Экстравертированные, экстраверты, экстратимы Юнг разделял людей на экстравертированных и интровертированных. При психологически благоприятном климате такие индивиды по своей внешней активности почти не отличаются. С увеличением психологического дискомфорта одни ?интровертируются¦, что называется ?уходят в себя¦. Это ? уход от непризнающих. Другие в тех же условиях ?экстравертируются¦, становятся заметно и неуравновешенно активными и поиске признающих. Эта, замеченная Юнгом, тенденция стала причиной появления терминов экстраверсия и интроверсия. В психологической литературе взамен громоздких экстравертированный -интровертированный прижились термины экстраверт-интроверт. К сожалению, например, индивиды с экстравертированной установкой у Юнга и экстраверты у других авторов часто являются различными понятиями. По тесту Айзенка, в категорию интровертов попадает большинство экстравертированных интуитивных со второй функцией мышления лишь потому, что они сравнительно трудно устанавливают контакты с людьми. В то время как общительный сенсорный интровертированный со второй функцией эмоций чаще всего попадает в группу экстравертов. Карл Леонгард в своей книге ?Акцентуированные личности¦ (Киев, 1981) определяет Дон Кихота как интроверта-мечтателя, а Санчо Панса как практического экстраверта. По нашим данным, первый является полностью обращенным к внешнему миру экстравертированным интуитивным типом, второй ? очень практичным сенсорным интровертированным. По этим причинам, мы и не можем пользоваться терминами экстраверт-интроверт. Термины Юнга экстравертированный-интровертированный громоздки. Еще более громоздкими являются названия функций-элементов. Юнг их называет функциями в экстравертированной или интровертированной установке. При этом, те функции, которые находятся в экстравертированной установке, таковыми являются потому, что они экстравертируются теми функциями, которые находятся в интровертированной установке. А те, что находятся в интровертированной установке, интровертируются теми, что находятся в экстравертированной установке. Поэтому для практического пользования мы считаем возможным создать новые, более простые термины. Функции в экстравертированной установке будем называть экстратимными элементами. Функции в интровертированной установке -интротимными элементами. Соответственно, определим экстравертированных и интровертированных индивидов ? экстратимами и интротимами. Или, точнее, для обозначения индивидов с психическим равновесием, по аналогии с терминами шизотим-циклотим, будем пользоваться терминами экстратим-интротим. Экстравертированными и интровертированными же будем называть индивидуумов с явно экстравертированным или явно интровертированным поведением. Модель К и модель Ю. Открытое Юнгом образование из всех восьми элементов для удобства назовем моделью К (Карл). Но есть еще одна модель, образованная из четырех наиболее развитых и сознательных, по мнению автора, или ? дифференцированных элементов, которую будем называть моделью Ю (Юнг). По сути дела, это ? юнговский механизм экстраверсии, когда речь идет об экстратимах, и механизм интроверсии ? для интротимов. 11. "Дифференцирование означает развитие отличий, выделение частей из целого... Пока функция в такой мере слита в другой или несколькими другими...что она не может выявиться сама по себе, то она находится в архаическом состоянии, она не дифференцирована, т.е. она не выделена из целого, как отдельная часть, и как таковая не существует сама по себе... Дифференцирование состоит в отделении функции от других функций и ее отдельных частей друг от друга¦ (с.93). В конструкциях моделей К и Ю Юнгом установлены нижеприведенные закономерности, которые расшифровать по тексту Юнга было весьма трудно и порой даже невозможно, если бы не уверенность, что за всем, о чем пишет Юнг, стоит четкая структура. 1. Модель К образована из четырех пар однородных элементов, один из которых ? интротимен, другой ? экстратимен. Каждая такая пара, как уже упоминалось, объединена одинаковыми названиями, например, интротимное и экстратимное мышление. Для обозначения четырех пар однородных элементов используем следующие символы: мышление , эмоции      , ощущения , интуиция  , четыре из них экстратимны: , , , четыре ? интротимны:         , , , Те же восемь элементов можно разделить на рациональные        , , , и иррациональные , , , Примечание: Деление на рациональные и иррациональные типы (Юнг) соответствует делению Кречмера на шизотимность и циклотимность. Эпитимы относятся к иррациональным. 2. В модель Ю из каждой пары однородных элементов попадает только один. Соотношение между интротимными и экстратимными элементами в ней 1:3 или 3:1. Два элемента рациональны, два иррациональны: если элемент, исполняющий роль первой функции рационален, то рационален и четвертый, а второй и третий ? наоборот. В экстратимной модели Ю первая функция экстратимна, остальные три -интротимны. В интротимной ? наоборот. Это подтверждается следующим высказыванием Юнга, из которого узнаем о трех компенсирующих функциях. 12. "Противостоящие этому мышлению <интровертированному> относительно бессознательные функции эмоций, интуиции и ощущения неполноценны и имеют примитивно экстравертированный характер...¦ (с.69). Теперь нужно определить, которые из этих функций более, которые менее подавлены, т.е. выстроить их в ряд: 13. ? Всех типов, могущих встретиться в практике, касается основное положение, что они, помимо сознательной главной функции, обладают еще относительно сознательной вспомогательной функцией, которая во всех отношениях отличается от сущности главной функции¦ (с.89). 14. "Второстепенной функцией, конечно, может быть только такая функция, сущность которой не является противоположностью главной функции. Например, рядом с мышлением второй функцией никогда не может быть чувствование, так как его сущность находится в слишком сильной противоположности к мышлению. Мышление должно тщательно исключать чувствование, если только оно хочет быть действенным. ..¦ (с.38). 15. "Вторичная функция, согласно опыту, всегда такова, что ее сущность является иной, но не противоположной главной функции, так что, например, мышление как главная функция легко может соединиться с интуицией, как вторичной функцией, или так же хорошо с ощущением, но никогда... с чувствованием. Интуиция так же, как и ощущение, не противоположны мышлению, т.е. они не должны необходимо исключаться потому, что мышлению они неподобны по сущности в обратном смысле, как чувствование, которое... конкурирует с мышлением...¦ (с.89). Итак ? следующая после первой рациональной функции вторая является иррациональной. О том, что третья тоже будет иррациональна, а четвертая рациональна, говорит следующее: 16. "у экстравертированного мыслительного ... торможению подвергаются прежде всего эмоции ... они наиболее интенсивно подавляются¦ (с.30). 17. ?...как интровертированному мышлению противополагается примитивное чувствование... так против интровертированного чувствования выступает примитивное мышление...¦ (с.31). 18. "Соответственно сознательному содержанию функций образуется также бессознательное группирование функций. Так, например, сознательному практическому интеллекту соответствует бессознательная интуитивно-эмоциональная установка, причем функция чувствования подвергается относительно более сильному торможению, чем интуиция¦ (с.89). 19. "Его <сенсорного интровертированного> бессознательное проявляется, главным образом, в подавлении интуиции, которая имеет экстравертированный и архаический характер¦. Отчетливо видно, что третья функция относится к той же группе рациональности, что и вторая, а четвертая к той, что и первая. Сознательным практическим интеллектом Юнг называл мыслительных экстравертов и интровертов, второй функцией которых является сенсорика. В наших символах модели практических интеллектов приобретут следующее выражение: 1) экстратим - 2) интротим - Зная вышеуказанные закономерности, из имеющихся восьми элементов можно образовать 16 моделей Ю: Экстратимные модели Ю 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Интротимные модели Ю 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Для обозначения типа интеллекта достаточно первых двух элементов-функций: , . Это то, что Фрейд назвал ЭГО. Нашими исследованиями подтверждено наличие всех этих моделей в любом достаточно многолюдном социуме. Юнг в своей типологии дал описание типов по первому элементу модели. Поэтому две модели объединялись под названием одного первого элемента. Мы везде будем говорить о 16 типах в соответствии с фактически имеющимся количеством моделей. 3. Модель К образована из модели Ю и зеркального ее отображения (тени). Это вытекает из следующего высказывания Юнга: 20. ?...психическая компенсация к сознательной экстравертированной установке особенно подчеркнет субъективный момент... сильную эгоцентрическую тенденцию в бессознательном... Установка бессознательного для действительного дополнения сознательной экстравертированной установки имеет свойство интровертирующего характера. Она концентрирует энергию на субъективном моменте, т.е. на всех потребностях и побуждениях, которые подавлены и вытеснены слишком экстравертированной сознательной установкой¦ (с.18). То есть, если модель Ю одного из типов ? механизм экстраверсии: то его модель К ? механизм экстраверсии плюс зеркальное отображение механизма интроверсии: В равной мере, как в первой четверке три экстратимных элемента сгруппированы вокруг одного интротимного, так во второй интротимные сгруппированы вокруг одного экстратимного. Максимально противоположными и несовместимыми являются однородные функции, так как 21. ?...обе точки зрения ведут непрерывную войну друг против друга¦ (с.126). Поэтому логично, что первый и замыкающий элементы однородны, как это у нас и получилось. Ошибочные гипотезы Юнга Некоторые гипотезы и положения Юнга явно устарели, и их уже можно заменить другими. 1. Юнг не полностью чувствовал и не полностью передал различие между экстравертированностью ведущего психического механизма и экстравертированностью психики. У него первое как бы само собой переходило во второе и вместе взятое обозначало ориентировку на объект. И личность чуть ли не сливалась с внешними объектами, то есть с объектами ориентации. То же самое происходит с интровертированностью ведущего психического механизма и интровертированностью психики. Первое переходит во второе, личность ?уходит в себя¦, сворачивается, и отсюда прямой вывод, что она, т.е. личность, ? ориентирована на субъект. Если в случае с экстратимами, Юнг очень близок к правде, за исключением того, что субъект тоже является объектом и потому на него в сознательной жизни ориентирован не интротим, а тот же самый экстратим, то в случае с интротимами пришлось ввести совершенно новое понятие ? понятие межобъективных и межсубъективных отношений. На которые в своей сознательной жизни и ориентируется интротим. Автор типологии ошибся, когда пытался установить, что именно составляет конкретное содержание ?психических функций¦, которые мы назвали элементами ИМ. Видимые различия в поведении людей при разных моделях психики были столь велики, люди так отличались своими жизненными установками, образом жизни и мышления, своими реальными способностями, что Юнгу пришло в голову, что образующими модели элементами может быть что-то другое, помимо основных психических функций: мышления, эмоций, ощущений, интуиции (ошибка Колумба у берегов Америки). Поэтому свои типы он и назвал: ЭГО моделей в символах 1. Экстравертированный мыслительный 2. Экстравертированный эмоциональный 3. Экстравертированный сенсорный 4. Экстравертированный интуитивный 5. Интровертированный мыслительный 6. Интровертированный эмоциональный 7. Интровертированный сенсорный 8. Интровертированный интуитивный , , , , , , , , Юнгу казалось, что, скажем, ?эмоциональные экстравертированные¦ в своих суждениях руководствуются только чувствами, а не разумом. И сам удивлялся , что влюбляются такие индивидуумы сознательно. Отсюда был только один шаг до вывода, что ?мыслят¦ не только ?мыслительные¦, что мышление других типов не менее сознательно, качественно и рационально, только каждый ?мыслит¦ по-настоящему сознательно о другом или в другой ситуации. Этого шага Юнг не сделал. В результате отсутствия такого вывода невольно сложилось впечатление, что хотя все типы обществу чем-то полезны, но они далеко не равноценны и ?самым качественным¦, несомненно, является ?мыслительный¦. Другие же в какой-то мере могут быть даже ошибками воспитания. На проверку оказалось, что психические функции ни что иное, как восприятие разных сторон конкретной и совершенно объективной действительности. Вся типология основана на том, что информация о внешнем мире дифференцирована, что разные типы личности полностью сознательно воспринимают и оценивают другие стороны того же объективного материального мира. Психические типы Юнга ? типы мышления или интеллекта. Но, наверное, проще всего будет их называть типами ИМ, так как основное отличие между типами людей ? разница в обмене информацией с внешним миром. Кроме того, этим названием мы хотя бы отчасти воздадим должное классику польской психиатрии А.Кемпинскому, создателю оригинальной и полностью созвучной с нашей типологией теории информационного метаболизма. 3. То ли ради упрощения сложной структуры излагаемой типологии, то ли потому, что Юнг недооценивал значения второй функции, он описал свойства и некоторые поведенческие моменты только восьми типов. То есть, объединил два типа в одном названии и не показал, как отражается на психике и поведении человека, который из двух возможных элементов исполняет роль второй функции. При описании всех 16 типов юнговская типология наверное очень скоро получила бы признание и стала популярной в кругах специалистов, мимо внимания которых не мог бы проскользнуть факт, что те же ?типы¦, только под другими названиями, повторяются в большинстве других типологий и описываются в учебниках психиатрии. В силу того, что каждый тип ИМ имеет свое место наименьшего сопротивления (МНС) и наиболее ярко дает о себе знать при психических расстройствах, начиная с акцентуаций характера неврозов и психопатий. 4. Предложенная Юнгом восьмиэлементная модель, которую мы назвали моделью К, в определенной мере оказалась временной и уже отслужившей рабочей гипотезой. Хотя подтвердилось, что тип ИМ определяется восемью элементами, модель К пришлось заменить на двухкольцевую модель А, с которой мы познакомимся в других разделах нашей работы. Здесь лишь заметим, что если модель К одного из типов ИМ имеет такой вид: то модель А того же типа ИМ будет выглядеть так: I блок ЭГО II блок СУПЕРЭГО III блок СУПЕРИД IV блок ИД [Термин СУПЕРИД появился при разделении той части психики, которую З.Фрейд называл ид, на ИД и СУПЕРИД.] 5. Все функции Юнг делил на рациональные рассудочные: мышление,эмоции, и иррациональные воспринимающие: ощущение, интуиция. При проверке оказалось, что все элементы ИМ, как рациональные, так и иррациональные, как экстра- так и интротимные и ?воспринимают¦ и ?рассуждают¦, а который из этих родов активности перевешивает, зависит только от занимаемого элементом места в блоках модели А ? т.е. от функции, исполняемой элементом. При наших исследованиях оказалось, что у любого первого ? акцептного ? элемента блока перевешивает восприятие, у любого второго ? репродуктивного ? рассуждение. Каждый элемент воспринимает и обрабатывает конкретную информацию своими способами. Количество информации и качество ее обработки обуславливается функцией или местом элемента в модели А.