|
функции. Хотя сам Юнг подчеркивал значение исключительно первой ? основной
функции:
3. "основными функциями, т.е. функциями, которые существенно отличаются от
других функций, являются, по моему опыту, мышление, эмоции, ощущение и интуиция.
Если привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий
тип. Поэтому я различаю мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный
тип. Каждый из этих типов может быть интровертированным или экстравертированным.
..¦ (с.9).
4. "В общем, я различаю четыре основные функции, две рациональные и две
иррациональные функции, а именно, мышление и эмоции, ощущение и интуицию.
Почему именно эти четыре функции я признаю основными функциями, ? я не могу
привести оснований а приори, могу только сказать, что такое понимание сложилось
у меня в течение многолетнего опыта¦ (с.94).
Объясняя эти положения, добавим, что если типы ИМ Юнг называл
экстравертированными и интровертированными, то отдельные элементы-функции им
назывались функциями с экстравертированной установкой и функциями с
интровертированной установкой. Четыре функции с экстравертированной и четыре с
интровертированной установкой, итого ? восемь. Поэтому мы везде говорим не о
четырех, как Юнг, а о восьми элементах. Небезынтересно заметить, что то, что у
Юнга называлось первой и второй функциями, является ни чем иным как Фрейдовским
ЭГО.
Чистый тип
Часто задается вопрос, а не может ли человек быть и ?экстравертом¦
(экстравертированным) и ?интровертом¦ (интровертированным) одновременно. То
есть, не может ли быть частично одним, частично другим. Положим конец
недоразумениям, если уясним, что психика одного человека потенциально, то есть
в своем зародыше, ничем существенным не отличается от психики другого. Не
бывает и не может быть, чтобы в одном было что-то, чего в другом нет и следа. В
каждом типе ИМ есть то же самое, только в разной степени развития. В каждом
находим и механизм экстраверсии и механизм интроверсии. Но у каждого один из
них преобладает. Именно потому одних называем только экстравертированными,
других только интровертированными.
5. ?...каждый человек обладает общими механизмами, экстраверсией и интроверсией,
и только относительный перевес одного или другого определяет тип¦ (с.6).
6. ?...тип, т.е. привычная установка, в которой один механизм постоянно
господствует, не будучи в состоянии, конечно, полностью подавить другой, так
как он необходимо принадлежит к психической деятельности жизни. Поэтому,
никогда не может существовать чистый тип в том смысле, что он полностью владеет
одним механизмом при полной атрофии другого. Типическая установка всегда
означает только относительный перевес одного механизма¦ (с.8).
Следует обратить внимание на употребляемое Юнгом и нами, в данной цитате
подчеркнутое, понятие ?чистого типа¦. Оно легко запутывает любого менее
опытного читателя, которому кажется, что это ?сам Юнг¦ утверждает, что чистых
типов не бывает и потому каждый ?немного экстраверт, немного интроверт¦. Хотя
Юнг здесь утверждает лишь, что механизмы экстраверсии и интроверсии один без
другого не существуют. Что то, является человек экстравертированным или
интровертированным, определяется лишь перевесом одного из механизмов. Юнг
пользовался понятием ?специальных типов¦ или ?функциональных типов¦, которые
возникают благодаря ?компенсации¦, то есть благодаря тому, что одновременно
действуют оба механизма и все восемь элементов:
7. ?...я попытаюсь...дать некоторую характеристику тех специальных типов,
своеобразие которых определяется тем, что индивидуум приспособляется и
ориентируется главным образом посредством наиболее развитой у него функции. Я
бы обозначил... последние ? как функциональные типы¦ (с.10).
Когда мы говорим о типах информационного метаболизма, имеем в виду именно такие,
образованные из всех восьми элементов, конгломераты, в которых определенные
элементы, и это постоянно, играют ведущую роль. Поэтому, если в каждой психике
есть все элементы, то однако нельзя сказать, что в ней есть немного от одного,
немного от другого типа.
Вторым, часто двусмысленно понимаемым утверждением Юнга, является вопрос о том,
возможно ли ?гармоничное¦, т.е. равномерное развитие двух или большего
количества элементов. Во избежание недоразумений, цитируем:
8. "Как показывает опыт, основные психологические функции редко или почти
никогда не имеют равной силы или одинаковой степени развития у одного и того же
индивидуума. Обычно та или другая функции перевешивает как в силе, так и в
развитии¦ (с.27).
9. "Однако, ? писал Юнг,-...существуют индивидуумы, у которых мышление стоит на
одной высоте с чувствованием, причем оба обладают одинаковой сознательной
мотивирующей силой. Но в таком случае дело идет не о дифференцированном типе,
но об относительно неразвитом мышлении и чувствовании. Равномерная
сознательность и бессознательность функций является поэтому признаком
примитивного состояния духа¦ (с.88-89).
Наши исследования полностью подтвердили это утверждение: среди психически
полноценных людей мы таких индивидуумов не встретили. Хочется лишь сразу
добавить, что это правило верно для всех восьми элементов-функций. Каждый
элемент исполняет другую функцию, отличается как количеством так и качеством
воспринимаемой извне и обрабатываемой информации. То есть, в модели ИМ каждый
из восьми элементов исполняет совершенно другую роль.
Можно ли изменить тип человека? Нет, нельзя, и старание это сделать приводит к
болезни:
|
|