|
20. ?...психическая компенсация к сознательной экстравертированной установке
особенно подчеркнет субъективный момент... сильную эгоцентрическую тенденцию в
бессознательном... Установка бессознательного для действительного дополнения
сознательной экстравертированной установки имеет свойство интровертирующего
характера. Она концентрирует энергию на субъективном моменте, т.е. на всех
потребностях и побуждениях, которые подавлены и вытеснены слишком
экстравертированной сознательной установкой¦ (с.18).
То есть, если модель Ю одного из типов ? механизм экстраверсии:
то его модель К ? механизм экстраверсии плюс зеркальное отображение механизма
интроверсии:
В равной мере, как в первой четверке три экстратимных элемента сгруппированы
вокруг одного интротимного, так во второй интротимные сгруппированы вокруг
одного экстратимного. Максимально противоположными и несовместимыми являются
однородные функции, так как
21. ?...обе точки зрения ведут непрерывную войну друг против друга¦ (с.126).
Поэтому логично, что первый и замыкающий элементы однородны, как это у нас и
получилось.
Ошибочные гипотезы Юнга
Некоторые гипотезы и положения Юнга явно устарели, и их уже можно заменить
другими.
1. Юнг не полностью чувствовал и не полностью передал различие между
экстравертированностью ведущего психического механизма и экстравертированностью
психики. У него первое как бы само собой переходило во второе и вместе взятое
обозначало ориентировку на объект. И личность чуть ли не сливалась с внешними
объектами, то есть с объектами ориентации.
То же самое происходит с интровертированностью ведущего психического механизма
и интровертированностью психики. Первое переходит во второе, личность ?уходит в
себя¦, сворачивается, и отсюда прямой вывод, что она, т.е. личность, ?
ориентирована на субъект.
Если в случае с экстратимами, Юнг очень близок к правде, за исключением того,
что субъект тоже является объектом и потому на него в сознательной жизни
ориентирован не интротим, а тот же самый экстратим, то в случае с интротимами
пришлось ввести совершенно новое понятие ? понятие межобъективных и
межсубъективных отношений. На которые в своей сознательной жизни и
ориентируется интротим.
Автор типологии ошибся, когда пытался установить, что именно составляет
конкретное содержание ?психических функций¦, которые мы назвали элементами ИМ.
Видимые различия в поведении людей при разных моделях психики были столь велики,
люди так отличались своими жизненными установками, образом жизни и мышления,
своими реальными способностями, что Юнгу пришло в голову, что образующими
модели элементами может быть что-то другое, помимо основных психических
функций: мышления, эмоций, ощущений, интуиции (ошибка Колумба у берегов
Америки). Поэтому свои типы он и назвал:
ЭГО моделей в символах 1. Экстравертированный мыслительный
2. Экстравертированный эмоциональный
3. Экстравертированный сенсорный
4. Экстравертированный интуитивный
5. Интровертированный мыслительный
6. Интровертированный эмоциональный
7. Интровертированный сенсорный
8. Интровертированный интуитивный ,
,
,
,
,
,
,
, Юнгу казалось, что, скажем, ?эмоциональные экстравертированные¦ в своих
суждениях руководствуются только чувствами, а не разумом. И сам удивлялся , что
влюбляются такие индивидуумы сознательно. Отсюда был только один шаг до вывода,
что ?мыслят¦ не только ?мыслительные¦, что мышление других типов не менее
сознательно, качественно и рационально, только каждый ?мыслит¦ по-настоящему
сознательно о другом или в другой ситуации. Этого шага Юнг не сделал.
В результате отсутствия такого вывода невольно сложилось впечатление, что хотя
все типы обществу чем-то полезны, но они далеко не равноценны и ?самым
качественным¦, несомненно, является ?мыслительный¦. Другие же в какой-то мере
могут быть даже ошибками воспитания.
На проверку оказалось, что психические функции ни что иное, как восприятие
разных сторон конкретной и совершенно объективной действительности. Вся
типология основана на том, что информация о внешнем мире дифференцирована, что
разные типы личности полностью сознательно воспринимают и оценивают другие
стороны того же объективного материального мира. Психические типы Юнга ? типы
мышления или интеллекта. Но, наверное, проще всего будет их называть типами ИМ,
так как основное отличие между типами людей ? разница в обмене информацией с
внешним миром. Кроме того, этим названием мы хотя бы отчасти воздадим должное
классику польской психиатрии А.Кемпинскому, создателю оригинальной и полностью
созвучной с нашей типологией теории информационного метаболизма.
3. То ли ради упрощения сложной структуры излагаемой типологии, то ли потому,
|
|