|
Аушра Аугустинавичюте, 12.1982 г.
Комментарий к типологии Юнга
и введение в информационный метаболизм
Типология Карла Густава Юнга [К.Г.Юнг. Психологические типы. М., 1924.]
кардинально отличается от всех других типологий, которые, как правило,
ограничиваются описанием поведения людей и классификацией этого поведения.
Юнг не ищет ни болезней, ни акцентуаций характера, он ищет структурные различия
в восприятии и мышлении полностью здоровых, во всех отношениях нормальных
индивидуумов, в каких склонностях, способностях и талантах эти структуры
проявляются, к каким жизненным сложностям приводят.
1. "Два лица, ? говорит Юнг, ? ... видят один и тот же объект, но они видят его
не так, чтобы обе, полученные от этого картины, были абсолютно идентичны.
Помимо различной остроты органов чувств и личного уравнения часто бывают
глубокие различия в роде и размере психической ассимиляции перцепцируемого
образа¦ (с.56) [В данной работе цитируется только одно вышеуказанное
произведение К.Г.Юнга, поэтому ограничиваемся указанием страницы.].
Типология Юнга ? это типология здоровых людей, позволяющая понять и психику
больного человека, а не наоборот, как это обычно бывает. Но она не завершена.
Юнг дал лишь контурную карту человеческих типов, требующую доделок и завершения.
Многие гипотезы и размышления автора типологии являются только рабочими
гипотезами, догадками при попытке спроецировать модель человеческой психики.
Цель данного раздела нашей работы ? попытаться вникнуть в спроецированные Юнгом
модели психики, показать, какие положения и категории можно считать полностью
доказанными и неопровержимыми. И, насколько удастся, уточнить данную им
контурную карту. Настало время рассмотреть те положения и рабочие гипотезы Юнга,
которые отслужили свое время, не забывая притом, что понять Юнга до конца пока
достаточно трудно, зачастую он глубже и точнее, чем кажется даже после
основательного изучения. Кое-что из кажущегося сегодня недочетом, ошибкой,
случайным словом или оговоркой, в будущем может раскрыться как еще одно
недооцененное положение. Часто за, казалось бы, не к месту приведенной мыслью
кроются постигнутые автором глубокие закономерности, которые он лишь
поверхностно обрисовывает. И многое приходится открывать заново, чтобы
убедиться, что у Юнга это ?уже было¦, только ? не вполне развернуто, нечетко
сформулировано.
Нередко Юнгу инкриминируется ненаучность, неясность и непонятность используемой
терминологии. Но ведь он, работая в первой половине XX века (1875-1961), попал
в сферу непознанных объектов. Большинство используемых Юнгом терминов играют
роль как бы первоначальных, условных ?кличей¦, нужных для того, чтобы одну
часть не до конца понятного явления отличить от другой его части. Без этого
невозможно дальнейшее осмысление изучаемого объекта. Ученый, старающийся
разгадать загадку человеческой психики, находится в положении, допустим, физика,
изучающего глубинные процессы, которые нельзя увидеть собственными глазами, и
информация о которых собирается только на основе наблюдения внешнего
взаимодействия объектов. Все написанные Юнгом ? обобщение наблюдений за
взаимодействием людей и попытки построить на основе этих наблюдений модели
психики. Сам Юнг писал об этом:
2. ?...я...должен ограничиться изложением начал, которые я абстрагировал из
подобных отдельных наблюдений. При этом дело идет не о дедукции а приори, как
это могло бы казаться, а о дедуктивном изложении эмпирически приобретенных
взглядов¦. (с.6)
Жаль, что другие исследователи человеческой психики пошли не по юнговской тропе,
а начали кружить окольными дорогами. Поэтому до сих пор и у нас, и на Западе
каждый из более или менее крупных специалистов пользуется различной типологией,
а то и вообще обходится без нее. Это выглядит не менее странно, как если бы
после Менделеева химики составляли свои собственные таблицы химических
элементов.
Как и на каком основании появилась типология Юнга? По сути дела, это ?
усовершенствование модели Зигмунда Фрейда ?
эго ? суперэго ? ид
Проверяя эту модель, Юнг убедился, что большая часть или даже все отношения
человека с одушевленными и неодушевленными предметами, определяются психической
структурой людей. То есть, что эти отношения бывают разными, и что причина этой
разности ? различие в психической структуре индивидов. Поэтому, используя
отношения как отправную точку, можно сконструировать не одну, как у Фрейда, а
несколько моделей психики, что и сделал Юнг. Сразу может возникнуть вопрос,
почему исходной точкой были отношения? Как увидим дальше, это определяется тем,
что автор типологии относился к ?интровертированному¦ типу, сознательное
восприятие которого обращено не к объектам, а к отношениям между ними.
Открытие Юнга ? это открытие механизма селекции воспринимаемых психикой
сигналов. Этот механизм можно назвать кодом информационного метаболизма (ИМ),
или правилами языка, с помощью которого передается информация. Механизм
образован из восьми элементов, разные комбинации которых дают шестнадцать кодов
ИМ. Каждый человек ? обладатель одного из таких кодов, поэтому, с точки зрения
типологии Юнга, человек не только индивидуальность и представитель
человеческого рода, но и представитель определенного типа ИМ. Типы
информационного метаболизма ? качественно отличающиеся составные элементы
человечества.
Основой моделей ИМ стала своеобразная структура ? сочетание восьми элементов,
которые Юнг называл психическими функциями. Отличие между отдельными моделями в
том, какие из элементов играют ведущую роль. Прежде всего, роль первой и второй
|
|