|
получить черты истинной доброты, приятной нежности, мягкости, внутренней
привязанности, но всегда с элегической чертой болезненной отчужденности и
уязвимости. Это тип Гельдерлина; послушность известных шизоидных примерных
детей можно сравнить с flexibili-tas cerea кататоников.
Также и застенчивость, довольно частая и специфически шизоидная особенность
темперамента, с характерным построением из заторможенной в ходе мышления и
моторной неподвижности - точное отображение кататонических симптомов болезни,
но лишь в слабой форме. Застенчивость в этих случаях - гиперэстетическая
аффективная установка при появлении чужих лиц в аутистическом заколдованном
круге шизоидной личности. Вступление в него нового человека ощущается как
чрезмерно сильное раздражение, вызывает чувство неудовольствия: это чрезмерно
сильное раздражение, парализуя, действует на ход мыслей и двигательную сферу.
Беспомощная боязливость по отношению к новым необычным ситуациям и антипатия к
их смене являются гиперэстетическим признаком многих шизоидных педантов и
чудаков.
Среди застенчивых, нежно-мечтательных шизоидов мы особенно часто встречаем
тихих друзей книги и природы. Если любовь к книге и природе у циклоидных натур
вытекает из равномерной любви ко всему, что существует, и прежде всего к
человеку, а затем к вещам, то сфера интересов шизоидных людей не обнаруживает
такой равномерной окраски. Шизоидные люди, даже простого происхождения, весьма
часто являются друзьями природы и книги, но с известным элективным
подчеркиванием. Они делаются таковыми вследствие бегства от людей и из
склонности ко всему тому, что спокойно и не причиняет боли. У некоторых эта
склонность имеет нечто компенса-торное. Всю нежность, на которую они способны,
они расточают красивой природе и мертвым предметам своей коллекции.
Наряду с тихими мечтателями мы встречаем среди необщительных шизоидов как
характерную фигуру угрюмого чудака, который, замкнувшись от внешнего мира в
своей келье, всецело поглощен собственными мыслями, будь то ипохондрические
телесные упражнения, технические открытия или же метафизические системы. Эти
оригиналы и чудаки внезапно покидают свой угол, как «озаренные» и «обращенные в
новую веру», отпускают себе длинные волосы, образуют секты и проповедуют в
пользу человеческих идеалов, сырой пищи, гимнастики и религии будущего или все
это вместе. Многие из этих активных типов изобретателей и пророков имеют
различные конституциональные соединения и заключают в себе все оттенки - от
типичных шизофреников до резко-гипоманиакальных. Шизофреники эксцентричны,
витиеваты, туманно-расплывчаты, мистически метафизичны, склонны к системе и к
схематическому изложению; гипоманьякй, напротив, лишены системы, говорливаы,
находчивы, сговорчивы, подвижны, как ртуть. Шизофренические изобретатели и
пророки производят на меня впечатление не столько препсихотиков, сколько людей
с остаточными состояниями или даже психозами.
Аутистическая изоляция от других действует, разумеется, в смысле выработки
собственного мировоззрения и любимых занятий. Но это не обязательно. Некоторые
шизоиды не отличаются особенной продуктивностью в мышлении и поступках, они
просто необщительны. Они ворчат и уходят, если кто-нибудь появляется; если
подобные шизоиды остаются, то чувствуют себя страдальцами. Они проявляют
стоическое душевное спокойствие и ни слова не говорят.
Наряду с простой необщительностью, специфической чертой некоторых
высокоодаренных шизоидов, существует избирательная общительность в замкнутом
кругу. Многие чувствительные аутисты отдают предпочтение определенным
социальной среде, сторонам психической атмосферы, которые они считают своим
жизненным элементом. Это, прежде всего, изящные светские формы жизни,
аристократический этикет. В его строго выдержанном, вылощенном формализме
нежная душа находит все, что ей нужно: красивую линию жизни, которая нигде и
ничем не нарушается, и заглушение всех аффективных акцентов при общении с
людьми. Кроме того, безличный культ формы прикрывает то, что так часто
отсутствует у шизо-ида, - недостаток сердечности и непосредственной душевной
свежести за холодной элегантностью, что вскрывает также и в этих тонко
чувствующих натурах начинающееся охлаждение эмоции.
Аристократическое некоторых шизоидных натур выявляется и у простых людей в
потребности высокомерия, желании быть лучшими и иными, чем другие. Стремление
говорить на изысканном верхненемецком наречии в среде непривыкших к этому
иногда вскрывают шизоидное предрасположение. То же касается изысканности в
одежде и внешности. С дальнейшим развитием болезни, со сдвигом психэстетической
пропорции эта крайняя утонченность и важность могут перейти в резкую
противоположность. Мало того, часто мы обнаруживаем, что элегантность и
неаккуратность соседствуют у одного и того же индивидуума. Впрочем, холодную
аристократическую элегантность, которая вполне подходит к некоторым здоровым
шизоти-микам, можно проследить во всех шизоидных оттенках, вплоть до
симптоматологии шизофренических психозов. Там мы находим ее как известную
карикатурную напыщенность в речи и движениях.
Существенное в этой характерологической тенденции -стремление к замкнутому
кругу. Дружба таких шизоидов - избирательная дружба к одному. Неразделимый союз
двух мечтающих чудаков или союз юношей, эфирный, торжественный, удаленный от
народа; внутри его - экстатический культ личности, вне его - все резко
отвергается и презирается. История юности Герлерлина служит наглядным примером
этого.
В шизофренических семьях мы нередко встречаем ханжей. Многие шизоиды религиозны.
Их религиозность - с тенденцией к мистически трансцендентальному. Иногда она
характеризуется фарисейством, набожностью, эксцентричностью, таинственностью
или вращается в ограниченном кругу и удовлетворяет свои личные прихоти.
|
|