|
часто скрыты от непосредственных участников, однако постоянно
нормируют их
жизнь.
Позиция отстраненности подразумевает следующее: ставить под сомнение обычные
вещи и
замечать каждодневные детали или смотреть на них глазами "аутсайдера".
Отстраненность
помогает исследователю видеть привычное по-новому, а это обнаруживает те
аспекты
окружения, которые не осознаются членами группы. Позиция отстраненности
стимулирует
исследователя к тому, чтобы пересмотреть свой собственный социальный мир.
Погружение
исследователя в другую среду нарушает привычный ход мыслей и поступков.
Полевому
исследователю необходимы навыки общения и личное обаяние, чтобы установить
дружеские
отношения. Устанавливая такие отношения, исследователь принимает все на веру и
одновременно ничему не верит, так как подвергает каждый факт рефлексии.
Достигая
понимания точки зрения члена группы, полевой исследователь переходит к
следующему этапу
- думать и действовать, исходя из этой позиции.
В полевом этнографическом исследовании очень важно обращать внимание на жаргон
организаций, групп или субкультур [17]. Люди, которые взаимодействуют друг с
другом в
течение какого-то времени, вырабатывают общие символы и терминологию. Новые
слова
появляются благодаря особым событиям, предположениям или отношениям. Жаргон
(иначе
говоря - свой язык) имеет большое значение для понимания ценностей группы и тех
способов,
какими ее члены постигают окружающий мир. Материалы в полевом исследовании
фиксируются обычно в виде полевых заметок.
Пристальный взгляд организационного этнографа, направленный на повседневную
деятельность сотрудников рассматриваемых организаций, на те пласты информации,
которые
не доступны иначе, как при непосредственном участии в каждодневной работе
специалистов и
учреждений, обязывает исследователей соблюдать этические принципы, среди
которых важную
роль играет анонимность. Этика полевого исследования требует, чтобы информанты
или
люди, о которых говорится в публикациях на основе собранных данных, дали свое
согласие на
обнародование их подлинных имен, названия организации и города, где эта
организация
находится. Часто исследователи прибегают к зашифровке всех наименований,
используя
псевдонимы, чтобы достичь анонимности информации (хотя это может вступать в
некоторое
противоречие с принципом этнографической детализации контекста). Исследователь,
кроме
того, должен решить, в какой мере он расскажет о себе и об исследовании в той
группе, где
собирает данные.
Для иллюстрации особенностей работы по изучению организаций социальной работы
приведем план этнографического кейс-стадии в том виде, в каком он нашел
применение в
нашем исследовании [9].
План этнографического кейс-стади социальной службы
Историческая справка. Адрес, специфика организации, характеристика помещения,
оснащенность оборудованием, условия работы. Почему возникла служба? Когда? Ее
задачи.
Откуда исходила инициатива ее создания? Основные этапы становления и нынешний
этап,
отношение с властями.
Описание службы. Подробно описать помещение, расположение рабочих столов,
подсобных
____помещений, мест для клиентов - выделены ли они, где находятся, имеются ли
стулья; описать
"наглядную агитацию": что висит на стенах, какие надписи. Как организовано
место, где
принимают клиентов; как происходит выяснение про-
107
блем клиентов, их регистрация и распределение по специалистам. Кто осуществляет
прием клиентов?
Как этот прием протекает (описание)?
Финансирование. Составить таблицу финансирования по годам. Источники
финансирования (если
разные, то отразить это в таблице и дать динамику по годам). Собрать пояснения
по финансированию:
|
|