|
овые отношения между всеми своими членами;
З) трудности окружающего мира по-своему сплачивают семью, отодвигая
психологические проблемы на задний план;
И) семья - сфера защищенности человека, приятия человека, вне зависимости от
его талантов, красоты, жизненных успехов, финансового положения;
К) загруженность работой, занятость служебной и общественной деятельностью
сокращают время, уделяемое ребенку, уменьшают внимание к его интересам,
проблемам, жизни.
Все семейные функции находятся во взаимосвязи: изменение, уменьшение или
увеличение значения одной функции влечет за собой изменения в одной или
нескольких других функциях. При замене, вытеснении или пренебрежении какой-либо
семейной функции можно говорить о возникновении в семье (и в обществе)
социальной проблемы.
Доктор медицинских наук, директор республиканского Центра репродукции человека
Андрей Акопян предлагает результаты исследований по проблемам современного
института брака.
По статистике браки у нас распадаются из-за материальных проблем, несходства
характеров, пьянства мужа или супружеской неверности. Среднестатистическая
русская женщина выходит замуж в 22 года, через 6 лет разводится, остается с
двумя детьми. Живет с ними на среднестатистическую зарплату. 60 процентов
браков распадаются в первые три года после свадьбы, а остальные чинят и латают
на ходу подручными средствами: одни супруги спасаются от семейных неурядиц с
помощью бутылки, другие день и ночь просиживают на работе, третьи "на сторону
ходят", четвертые философствуют на тему "плохонький, да свой".
Причину кризиса надо искать в самом институте брака. Общество изменилось. Если
десять веков назад женщина за всю жизнь встречала 5-6 потенциальных партнеров
по браку, то сейчас она в крупном городе встречает их около 150 тысяч.
Традиционно женщину содержал муж, сейчас же женщина часто тянет на себе и мужа,
и детей.
До 20-го века понятия "любовь" и "брак" вообще никто не связывал. Жизненный
выбор женщины сводился к простому: "замуж или в монастырь". Брак был
экономической необходимостью, а вопросы счастья были на 36-ом месте. Женщина
носила фамилию мужа и была его собственностью. Полжизни - она была беременна и
чаще всего умирала еще молодой во время родов. Вообще, мода на молоденьких
женщин диктовалась отсутствием надежных технологий предохранения и
родовспоможения. Жена должна была успеть родить наследника, прежде чем умрет.
Женщины умирали рано: мужчина к 40-5- годам успевал 2-3 раза побывать вдовцом.
И если при такой жизни жена оказывалась чем-то недовольна, муж ее попросту
выставлял на улицу, родители сторонились, собственные дети стыдились. У женщины
не было выбора. На этом бесправии и держался традиционный брак. С современной
амазонкой такой номер не пройдет. Женщина изменилась. Стала экономически
независимой, получила образование, рожать стала меньше. Цивилизация сама
является контрацептивом. И на этом фоне происходит отделение репродукции от
секса. Безопасный секс - недавнее достижение, но он быстро вошел в нашу жизнь.
По сути дела, сейчас женщина может менять половых партнеров, не рискуя
забеременеть, и получает возможность выбирать, с кем жить и от кого рожать. А
стало быть, ограничивать ее рамками патриархального брака уже бессмысленно.
Другое дело, что для воспитания ребенка нужна семья. То, каким будет ребенок,
зависит на 70 процентов от воспитания. Именно семья реально является основой
культуры, политики, быта. Именно там формируется личность человека. И здесь
нужно четко понимать: без брака общество существовать может, без семьи - никак.
Семья может быть без мужа, но с бабушкой. Хорошая бабушка может быть и лучше,
чем плохой отец. Правда, надо еще бабушку спросить, согласна ли она заменять
внукам отца. В наше время распространены так называемые неполные семьи, где
деда убили на войне, мать развелась с отцом-пьяницей, а внучка вообще
феминистка. Но неполные семьи - это не тенденция, а вариант выживания. Выжить
можно, а развиваться - нет. Эволюция требует, чтобы следующее поколение было
лучше предыдущего, и ключом к развитию цивилизации является тесное
взаимодействие полов.
Что касается полигамного брака, то что угодно, только не полигамия. Во-первых,
множественные половые отношения - это еще не полигамный брак. Для полигамного
брака нужна государственная регистрация между всеми его членами. Причем одна
жена юридически не должна ничем отличаться от другой и от третьей. И потом,
женщина к полигамии стремиться не будет. Она даже когда изменяет, смотрит на
своего нового партнера как на потенциального мужа, оценивает его в качестве
отца своих будущих детей. Это связано с биологическим предназначением женщины:
родить и воспитать жизнеспособное потомство. Главное, чтобы с ним она могла
чувствовать себя в безопасности и быть спокойной за своих детей. Сейчас вопрос
стоит следующим образом: несет ли мужчина ответственность за ту женщину, с
которой спит? Культура 20-го века показала, что платой за независимость женщины
является то, что мужчина эту ответственность нести перестает. После революции
законодательством были утверждены равные права полов. Но права правами, а
рожать все равно приходится женщине, и на воспитание одного ребенка уходит
15-20 лет - ее лучшие творческие годы. Если в патриархальном браке
ответственность за ребенка нес мужчина, то теперь этот ребенок оказывается не
нужен никому, кроме своей мамы. И втора
|
|