|
рцеллин) и скифами (Гераем и в средневековы
), и даже в довольно по
пример, в датской балладе «Меч-мститель»:
Педер стоит в углу двора, Ему с мечом говорить пора.
«Меч мой, славу свою обнови. Хочешь ли ты искупаться в крови?
Ты за меня, мой меч, постой, Нет у меня родни другой».
В силу свойственного сакральной Традиции закону всеобщего подобия («то, что
вверху, как то, что внизу»), оружие земное, физическое, почиталось своего рода
«от-
ражением» оружия божественного, принадлежащего богам, и, соответственно, счи-
тал
ось посвященным тому или иному богу: копье, например, — Одину; меч — Фрейру
и Одйну; топор, палица, кистень — Тору. Конечно, такое посвящение — вещь отно-
«слово».
То же самое молено было бы сказать и о других видах оружия, но сакральность
сительно поздняя, однако мы можем увидеть сакрализацию оружия и обращаясь к
более древним временам. Так, М.Маковский справедливо возводит готское «меч»
к древнейшей индоевропейской основе - «издавать» и даже связывает в один
семантический ряд нгл (нем.) «меч» и англ. (нем.
меча наиболее очевидна.
о и символом личной свободы (см., например, сдела
ри необходимости мог стать магическим инструментом. И
ужия.
Речь в данном случае идет не о волшебном боевом оружии, но, напротив, о
холодном оружии, находящем применение как средство традиционной магии. И меч
.)
метеоритного железа, всегда считался магическим.
Как процесс добычи металлов, так и процесс их обработки традиционно осмыслялись
как действие сакральное, с чем связано и формирование культа Бога-Кузнеца, и
особое
отношение к кузнецам, свойственное любой европейской традиционной культуре.
Несмотря на широчайшее распространение, которое железо завоевало уже в I
тысячелетии до н.э., этот металл очень долго почитался обладающим волшеби свой-
ствами не менее, чем, например, золото. новной магией железа Традиция считает
способность отпугивать инять зухов. Так, до самого последнего времен
многих странах Европы было принято при строительстве дома закладывать под порог
какой-нибудь железный п
итые в дверные косяки и в оконные рамы железные гвозди и иголки до сих пор
нередко считаются хорошей защитой от злого колдовства и даже от проникновения в
дом недоброй ведьмы или колдуна. Железные гвозди, кроме того, вбивали для
магической защиты в кровати рожениц и в колыбели.
Итак, уже сам по себе материал, из которого изготовлен меч или нож, обладает
определенной магией, точнее — магическими свойствами. Дополнительную магию
придает оружию и сама его форма: как и посох, меч или нож может быть
использован
для нап
кральной Традиции оружие украшалось магическими символами, как о том говорит,
например, Скирнир в одной из песен Старшей Эдды о мече бога Фрейра:
Видишь ты меч в ладони моей, изукрашенный знаками?..
Скирнира
(Поездка, 23)
Таких «изукрашенных знаками» древних клинков немало сохранила земля. На многих
|
|