Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Веды :: Залатая книга Веда славянъ(болгарский)
<<-[Весь Текст]
Страница: из 230
 <<-
 
                                С.-Петербургъ 1 Мая 1881 г.


АТЪ   ПЬРЬВОТЧЫКА.


"Цар Филип со Слонце облок чинили
Фатиле земле кой скоро ке оде
Одили дур до планина, цар Филип заминал.
Постой, цар Филипе, кажэ му Слонце,
Ние малце да си попладнуваме,
Под сенка да се напиеме студена вода…"
(изъ народнай песни а царе Филиппе, атцэ Альксандра Макьдонскава)

     Прашу добрава чытатьля вьлькадушна прастить за лишение иво удавольствия 
чытать  саатветствующые строки на прькраснамъ балгарска-макьдонскамъ наречъи 
изъ-за труднастей,  связанныхъ съ ызданиемъ. Ва-втарыхъ, за опыты съ письмомъ, 
связанныхъ какъ съ темъ, што мы имеимъ дела съ песнями, причомъ съ 
сахранившымися распевами (некатарые абрасцы каторыхъ можна заказать па 
указаннымъ въ канцэ книги даннымъ), следаватьльна съ асобымъ складамъ речы, 
патчыняющымся павтаряющымуся бою, т.е. атвльчоннаму атъ смысла ударению; такъ и 
съ асобымъ мнениемъ, ставящымъ ва главу угла Говаръ, какъ радавую духовную 
сопствьннасть, а свабоду иво выражэния въ письме щытающымъ асновай вечнава 
вьчъвова радавова равнаправия. Атличый и асобьннастей нь такъ ужъ многа: 
1) вместа уничтожъннава врагами русскай речы "ять" упатрьбляитца "ь", звучащэе 
какъ краткае бьзударнае "и", а вместа бьзударнава "э" краткий "ъ"; 2) "ч" и "щ",
 какъ мяхкие, патчоркнуты твёрдыми гласными, хатя древнее письмо движътца 
скарее въ абратнамъ направлении, т.е. "чю", "чя"; 3) ньпрьрывнасть азвучъннава 
прьдлажэния, вызывающая аглушэние или азвонку сагласныхъ. Свой говаръ 
пьрьвотчыкъ атноситъ къ "акающъму" южна-русскаму, въ атличые атъ 
васхититьльнава твёрдава "ъ-кающъва мъсковскъва". Тьперь кратка а сабиратьляхъ.
     "Радопскае аткрытие" Стефанамъ Вьрковичъмъ и Иванамъ Галаганавымъ, 
народные песни возраста 2500 летъ, самъ Вьрковичъ рассматривалъ какъ аткрытие 
века. Внимание къ народнаму духовнаму багатству Балгарии накрепка прикавалъ 
сваими исследаваниями въ 50-хъ гадахъ Х1Х века Ю. Вьнелинъ, развилъ эту связь И.
 Хаджыканстантинавъ-Джынотъ и Т. Раковский, каторымъ увлькался и Вьрковичъ. Иво 
труды: "Народни умотворения отт Серско (Сб. НУ,10,1894); "Сборникъ Верковича.1. 
Народныя песни Македонскихъ болгаръ. Под ред. П.А.Лаврова" (Спб.1920г.); 
"Lidove povidky Jihomakedonske" z rukopisi St. Verkovicovych, vidali P.A. 
Lavrov a J. Polivka (Praze, 1832); "Описание быта болгаръ, населяющихъ 
Македонию" (Моск. Унив. Извест. 1868, №3); "Топографическо - этнографический 
очеркъ Македонии" (Спб. 1889); 2-й т. "Народне песме Македонски бугара". 
Страстна жълая атыскать натписи и дажэ грабницы вьликихъ Славянъ: Арфея, 
Филиппа 11, Альксандра 111 Макьдонскава Вьликава, съ помащъю И. Галаганава 
Вьрковичу удалось абнаружыть песни а нихъ въ Югавасточныхъ 
Радопахъ, у Помаковъ и Мърваковъ, гаварящыхъ па-балгарски, жывущыхъ аддельна и 
ревнастна хранящыхъ старинные абычаи и сакровища народнава духа. Вьльчайшэй 
заслугай Вьрковича и Галаганава стала прьвращэние круга песьнъ изъ устнава 
творчъства, падвержъннава забвению и измьнению, въ письмьнный обрасъ, 
прадалжающый сваё присутствие въ жызни новыхъ пакалений.
     Башнякъ Стефанъ Илия Верковичъ радился 5.3.1821 г. въ с. Угляра, Босенска 
Посавина. Закончывъ каталичъскае учылищэ и прагимназию въ !835 г. паступаитъ въ 
гимназию при Сутинскамъ манастыре, въ 1837 сталъ паслушникамъ манастыря, но 
манашъства нь принялъ. Въ1839 абаснавался въ Загрьбе, занимаитца тиалогией и 
филасофией, но въ 1843 изъ-за балезни прькращаитъ занятия, аставя высшэе 
абразавание безъ завьршэния. Въ студенчъстве пападаитъ патъ сильнае влияние 
Славинскава паита Андрия Качич-Миошича (1690-1760), зборникъ каторава "Razgovor 
ugodni naroda Slovinskogo" сталъ иво настольнай книгай. Апщэствьнные взгляды и 
смыслъ славянства праясняютца падъ влияниемъ Людевита Гая. Пазднее былъ 
атозванъ въ Белгратъ. Тамъ въ 1848 знакомитца съ И. Гарашанинымъ и иво 
"Начъртаниемъ". Въ 1849-50 путьшэствуитъ па западу, въ бывшыхъ серпскихъ 
земляхъ, праизвадя первые опыты па распрастранению вьлькасерпскихъ взглядавъ 
Гарашанина. Въ путьшэствии убьждаитца  въ исключытьльнамъ багатстве народнава 
мира. Сабираитъ многа цэннастей. Въ 1855 савьршаитъ 2-е путьшэствие, па 
дагавору съ серпскимъ правитьльствамъ. Выбираитъ пастаяннымъ местамъ жытьльства 
Сяръ и палучаитъ вазможнасть изучэния Макьдонии. 1856-58, палагаясь на помащъ 
мнагачысльнныхъ сатрудникавъ изъ абразованнай срьды, усильнна сабьраитъ 
балгарские песни, часть исъ каторыхъ выпускаитъ въ 1860 въ Белграде "Народне 
песме Македонски бугара, кн.1. Женски песме". Для 2-й кн. (Мужски, или 
трапезарски (пирови) песме) привлькаитъ къ сатрудньчъству Божыкава, Солунко и 
др. Въ 1862 палучаитъ атъ серпскава правитьльства тайнае задание па укрьплению 
славянскава самасазнания атнаситьльна гречъскава влияния. Въ 1863, па 
прьдлажэнию Я. Шафарика, избранъ членамъ садружъства серпскай славеснасти въ 
Белграде. Жэнитца на грькине Елене, атъ брака съ каторай раждаютца Илия 
(1867-85) и Марта (1870-1935).
     Въ 1862-75 падъ ымьньмъ Влашычъ участвуитъ въ работе па вазраждению 
балгарщыны въ  Макьдонии. Въ 1865 пазнакомился съ деятьльмъ вазраждения исъ с. 
Търлисъ, Валовицко, И.  Галаганавымъ и ихъ внимание сасрьдаточылась на сабрании 
старинныхъ балгарскихъ народныхъ песьнъ. Успехъ приходитъ въ 1867 въ Маскве на 
1-мъ архьалагичъскамъ съезде, на каторамъ  онъ дакладывалъ абъ аткрытии песни 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 230
 <<-