|
о-то в жизни, всегда подвергается такой же угрозе, как и молодой
мужчина, который еще ничего не достиг:
Никто не захочет взять вас замуж. Вы и в шестьдесят лет будете одинокой.
Как же некоторые из нас приобретают уверенность, необходимую для решения многих
задач периода двадцатилетнего возраста?
Уверенность приходит в период успеха, доказывающего вашу компетентность.
Молодые люди и некоторые девушки, решившие заполнить нишу во внешнем мире
взрослых, тщательно придерживаются выбранного направления своей
профессиональной деятельности: например, закончить юридический колледж и стать
клерком, затем помощником адвоката; или стенографистом, затем репортером, затем
помощником редактора газеты. Тесные рамки этой ранней структуры помогают им
стабилизировать свое положение.
Образ жизни и опыт людей, которые в двадцать лет уже вышли в мир взрослых и
работают над своей карьерой, разительно отличается от ограниченной и скучной
жизни их сверстников, которые остаются дома или продолжают учиться. Бравые
бородачи, пробующие себя в бизнесе, быстро начинают предлагать свежие идеи,
однако сначала они терпят неудачу, так как их пытаются убрать со своего пути
более опытные:
“Уйди с моей дороги, детка. Ты меня раздражаешь”. Надежды на немедленное
признание не оправдываются. Студент университета, изучающий фотографию,
боготворящий своего наставника и считающий себя выше соблазна коммерческой
деятельности, смотрит на редакторов и руководителей агентств как на своих
противников. Проработав несколько лет в контакте с этими людьми, молодой
фотограф пересматривает свои взгляды. Теперь он считает хвастливого профессора
человеком, который никогда не выходил за ворота своей академии (“он никогда не
работал и ничего не отвоевывал”), и расстается со своими прежними иллюзиями в
отношении этого “героя”.
А тем временем мужчина (или женщина), добившийся успеха, достигает возраста
двадцати восьми — двадцати девяти лет. Жизнь уже заставила его отказаться от
многих иллюзий. Работая над достижением своей мечты, он постепенно перестает
быть романтиком. Скоро он будет готов к преобразованию своей мечты в реальную
цель, пока же уточняет ее.
Как говорил в нашей беседе профессор Левинсон, план карьеры сам по себе
предусматривает несколько этапов, и для каждого этапа в нем указывается
соответствующее время. Это дает источник и форму жизни человека.
Положение женщины, которая выходит замуж в двадцать лет с внутренним
обязательством стать женой и матерью, еще более неопределенное. Она должна
построить план своей жизни, ориентируясь на потребности других. Ведь замужней
женщине с ребенком на руках значительно труднее строить свою карьеру, чем
мужчине. У нее еще недостаточно практики в любой области для того, чтобы
конкурировать с другими. Если ее мужу карьера обеспечивает стабильность, то для
нее продвижение по служебной лестнице может превратиться в кромешный ад.
Когда Левинсон рассматривал мечту как критический элемент в развитии молодых
людей, он также говорил о двух ключевых для двадцатилетнего мужчины связях: о
связи с наставником и с любимой женщиной. “Любимая женщина может выполнять
функции развития, подобные функциям наставника. Она способна помочь определить
и воплотить мечту, построить жизнь таким образом, чтобы в ней нашлось место его
мечте. Конечно, отношения окажутся прочными и будут способствовать его развитию
только в том случае, если они будут устраивать и ее”.
Это одно из самых крупных “конечно” в развитии человечества. Если бы у жен были
помощницы, которые вели бы домашнее хозяйство, оставались дома с плачущими
детьми, чинили автомобиль, решали вопросы с малярами, ходили в супермаркет,
вовремя оплачивали банковские счета, разбирали проблемы каждого, устраивали
приемы и были страстными в постели (просто представим себе такую возможность),
то количество написанных книг, открывшихся компаний, занятых профессорских мест,
политических партий, руководимых женщинами, увеличилось бы. Действительно,
многие женщины, добившиеся успеха в жизни, нанимают экономку, которая выполняет
часть обязанностей.
До недавних пор молодые люди пытались изменить представления о роли полов в
обществе. Так, некоторые женщины, оставались одни до тех пор, пока не
добивались успеха в карьере. А некоторые мужья честно делили с женами домашнюю
работу: стирали пеленки и учились стряпать. Происходит даже смена ролей:
муж-художник остается дома и работает в свободное время, пока дети днем
|
|