|
ь жизнь, не испытывая подобных душевных потрясений? Да,
если предоставит другим определять его путь и заботиться о нем — при условии,
что всегда есть кто-то, в чьих интересах он это делает.
Я хочу пояснить свои ответы. Поведение молодых людей, достигших совершеннолетия
и пребывающих в разладе с самими собой, тревожит их самих и их родителей. Как
выяснил Стенли Кинг, проводивший исследования развития подростков в Гарвардском
университете, классический кризис личности в этой возрастной группе наблюдается
очень редко. Наблюдая поведение студентов университета, Кинг сформировал общую
модель постепенного и прогрессивного развития личности.
Типичный студент при столкновении с настоящими проблемами действует шаблонно по
принципу, который в прошлом был эффективен. Он легко заводит друзей и может
разделить с ними чувства, помогающие постепенно выработать определенные
принципы по отношению к семье. Он может испытывать приливы чувств, но они не в
его пользу. Увлекаясь спортом, театром, литературными занятиями, развлекаясь
или смеясь над собой, он освобождается от депрессии. К моменту окончания
университета многие его сомнения стали рассеиваться.
Сейчас он знает, что может повлиять на людей и события, и, следовательно,
чувствует острое желание доверия, компетентности и личного влияния. Его
интересы углубляются, но это не мешает сохранить имеющиеся ценности. Если
раньше он высокомерно заявлял: “Я абсолютно положителен”, то теперь стал более
гибким и признал право других на личную свободу в выборе ценностей.
Но не забывайте, что Кинг наблюдал только молодых и, в некотором смысле, самых
привилегированных людей нации. Если бы эти сеньоры из Гарварда узнали, что они
могут влиять на людей и события, то их самооценка повысилась бы, как и чувство
власти, и они были бы абсолютно правы в своем предположении.
Для большинства студентов колледжа, которые не вхожи в привилегированные школы,
и, конечно, для молодых женщин нет гарантии, что по окончании учебы они войдут
в когорту “белых воротничков”, большинство из которых занимают ответственные
должности и руководят страной. А тем молодым людям, которые не имеют и диплома
об окончании колледжа, потребуется немало усилий для того, чтобы просто
закрепиться в системе, не говоря о том, чтобы реализовать себя как личность.
Если кризис личности не характерен для этой стадии развития, а прогрессивное
постепенное развитие личности можно отнести только к выпускникам Гарварда,
тогда где же находится большинство из нас? Дж. Марсиа, профессор психологии в
Колумбийском университете, сделал важное дополнение к трудам Эрика Эриксона,
предложив четыре “нормальных” положения, в которых, вероятно, оказываются люди
в процессе формирования личности.
Некоторые оказываются в группе тех, кто придерживается моратория. Они еще не
приняли на себя никаких обязательств и не определились в своих ценностях, но
находятся в процессе активного их поиска. Эти люди переживают кризис, который
еще не разрешился, и пережидают, как это сделал Деннис.
Люди с предопределенной судьбой личности, входящие в следующую группу, твердо
знают, кем они хотят стать, как, например, Дональд Бэбкок (и, вероятно,
большинство из выпускников Гарварда, согласно исследованию Кинга). Они выбрали
свой дальнейший путь, и этому не предшествовал напряженный поиск. Они пассивно
приняли путь, проложенный их родителями. Например, сын банкира, сторонника
республиканской партии, становится клерком на Уолл-Стрит и присоединяется к
молодым республиканцам. Или дочь провинциальной домохозяйки и
садовника-декоратора из Калифорнии выходит замуж за местного парня,
занимающегося садоводством. Можно легко предсказать, что люди с предрешенным
выбором пути более авторитарны, чем представители какой-либо другой группы. Я
называю таких людей замкнутыми. До недавних пор это была та “яма” в нашем
обществе, в которую преждевременно скатывались многие молодые женщины.
Следующую группу составляют молодые люди с подавленным собственным “я”,
уклонившиеся от выбора своего жизненного пути. Родители, учителя, друзья
ожидают от них чего-то большего, нежели то, что они могут выполнить. Они не
способны восстать против родителей или бороться с ними за право самим принимать
р
|
|