|
о “я” и “другой”. Психологи называют это взаимопониманием.
Ранний пример взаимопонимания можно увидеть, когда ребенок улыбается. Мать
улыбается в ответ, в то время как ребенок награждает ее еще более восторженной
улыбкой. Сущность взаимопонимания заключается в том, что каждому требуется
признание другого. Появилась первая страница в жизни ребенка, повествующая о
взаимоотношениях.
Наше ищущее и объединяющее “я”
Ощутив в два года первое чувство “я”, мы получаем экстраординарную способность
к формированию нашей собственной индивидуальности. Начинается постепенный и
мучительный процесс отделения внутренней реальности меня от возвеличенных их.
Вот в чем загвоздка. Восхищение родителями вызвано зависимостью от них и,
следовательно, необходимостью относить их к категории всемогущих.
Что-то невидимой нитью соединяет ребенка с матерью, пробуждает у него чувство
комфорта и потворствует его острому желанию ощутить удовольствие или силу. Этот
толчок настолько силен, что сейчас юное дитя хочет отдаться своим внутренним
побуждениям и растворить свою многообещающую оригинальность. Почему бы нет? До
тех пор пока мы купаемся в нашем эгоцентрическом круге, мы ничего не знаем о
проблемах, которые нас окружают. Мы сталкиваемся с проблемами только тогда,
когда наше внутреннее “я” становится оппозиционным. Это случается, когда “я”
начинает разделяться.
Эти силы лучше представить как две стороны нашего “я”. Они являются такими же
разными, как и две оппозиционные фракции в Конгрессе. Одна наша половина
стремится к объединению и может быть названа объединяющим “я”. Другая половина
побуждает к поиску нашей индивидуальности и может быть названа ищущим “я”.
Объединяющее “я” порождает универсальное желание прикрепиться к кому-то,
восстановить близкие отношения с матерью, так как в основе этого слияния будут
прекрасная гармония, абсолютная безопасность и бесконечность. Эта сторона “я”
сформировалась из разочарования от того, что мы действительно отделяемся и
отличаемся от близких людей, которые о нас заботятся. Появляется желание
соединиться с “другим” человеком, который станет источником любви и
удовольствия. И это желание, как пишет психоаналитик Э. Якобсон, “вероятно,
никогда не ослабевает в наших эмоциональных переживаниях”.
Отождествление проявляется как подражание другому. Мы величаво ковыляем в
материнских туфлях на высоком каблуке или старательно воспроизводим отцовский
ритуал бритья невидимым лезвием. За тысячами таких имитаций действий родителей,
которые мы выполняем в первые годы жизни, скрывается желание сохранить
максимально близкие отношения с нашими источниками любви.
Как трогательно и прозрачно мы проявляем наше желание соединиться с другим
человеком в жизни. В любовном экстазе мы очень близко подходим к новому
обретению чувства слияния. Физическая близость не только успокаивает возможный
гнев, который накапливается в нас в течение дня, но и дарит ощущение
бесконечной гармонии, которая напоминает оригинальное состояние, когда наше “я”
и другое “я” кажутся одним целым. Способность ощущать, как чувствуют себя
другие, также зависит от настоящего слияния. Наше объединяющее “я”, постоянно
пытаясь восстановить близкие отношения, всегда желает безопасного и тесного
соединения.
Ищущее “я” человека управляется противоположным желанием: разделиться, обрести
независимость, исследовать свои качества, стать хозяином своей судьбы.* Этот
импульс подпитывается в раннем детстве, когда мы начинаем восхищаться
собственными умениями и способностями. Как только мы начинаем ходить, мы хотим
гулять без чьей-либо поддержки, карабкаться вверх и вниз по лестнице, не
обращая внимания на ограждения и на предупреждение матери: “Осторожно, ты
можешь упасть”. Развиваясь, мы формируем в собственном “внутреннем мире”
множественные изображения самих себя как “сильных” личностей, на которых мы
хотим походить.
* В этой книге я старалась не использовать трудные и перегруженные понятия ид,
эго, суперэго. Я выбрала другую формулировку (ищущее “я” и объединяющее “я”)
для описания двух сил, которые действуют внутри нас и противоречат друг другу,
решая вопросы: как долго и как часто мы должны расти. Они ни в коем случае не
заменяют фрейдистские понятия.
Многие современные теоретики соглашаются с тем, что появление этих ранних
отождествлений находится в центре нашего психологического развития. Независимо
от возраста наше самоизображение никогда полностью не освобождается от ранних
изображений наших родителей.
Слишком раннее проявление объединяющего “я” может вызвать отсутствие риска и
роста. Но как только мы выходим за границы подозрений, страха, предоставляя
нашей оригинальности прикрепиться к другим, объединяющее “я” позволяет нам
ощутить физическую близость, бескорыстное разде
|
|