|
вить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки про курочку рябу (деду,
бабе, курочке или мышке). Попробуйте!
Далее, кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное
обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов,
словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:
- придумать несколько однокоренных слов (лес - лесок, лесовичок);
- срифмовать два слова (кузнец - удалец), а затем можно и нужно переходить к
рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;
- составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого
- по словечку» - «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» -
«Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.
Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются
с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно
сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре
письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения - это
записки, телеграммы, короткие письма. И несомненно то, что любимые герои сказок,
художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем,
к примеру, сказку «Красная Шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить
записку, кому письмо, а кому телеграмму (да еще срочную). И вместе с ними
начинаем сочинять (ребенок говорит, взрослый записывает, затем вместе читаем и
обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю).
Заметим, что ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи,
особенно при таком постоянном собственном участии. Кроме того, телеграмма (как
и записка, письмо) могут быть по своему эмоциональному настрою различны и
выражать восхищение, благодарность… Значит, тут налицо соединение и взаимосвязь
речевого и нравственного начала, которые формируются параллельно.
До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное
значение фразеологизмов и пословиц. Однако исследования Ф. Сохина и других
авторов показали несостоятельность этого тезиса. Чтобы помочь детям уяснить
идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, автор почти к каждому
произведению предлагает специально подобранные фразеологизмы и пословицы. Одни
из них точно соотносятся с основным смыслом сказки, другие менее подходят.
Разбирая их вместе с малышом и обсуждая смысл каждой из них, мы помогаем
ребенку запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять
внутреннее содержание сказки. К примеру, такая пословица как «Не все коту
масленица» дает повод к разговору о древнем славянском празднике масленицы как
празднике «проводов зимы», встречи весны, с печением блинов, сжиганием чучела
«зимы», народными гуляниями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость
кота - быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а
значит: не всегда и коту масленица. Так, разбирая содержание и выясняя
происхождение той или иной пословицы, мы расширяем кругозор малыша, его
представление о народных традициях и обрядах.
Теперь, когда ясен для ребенка смысл пословицы, его легко увлечь игрой
придумывания таких ситуаций, для которых бы годилась данная пословица, или
сказок, к героям которых ее можно было бы отнести с полным основанием.
Для развития речи детей автор советует чаще прибегать к испытанному методу -
придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи
произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Рукавичка». Автор
предлагает следующие новые названия -«Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери»,
«Новый домик для зверей», «Как дед потерял рукавичку» и т.д.
Мы с вами уже уяснили, что со сказками работа идет в нетрадиционном ключе.
Этому в немалой степени способствует введение вместо привычного главного героя
продуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и
для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, наконец, чтобы
повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод,
который назван условно «Введение частицы «не»» (НЕ репа выросла на грядке, а …,
Не Красная Шапочка, а … , Не Иван-царевич, а … ).
Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, наконец,
создать элемент неожиданности, загадочности, автор прибегает к довольно редко
используемому приему - «Из сказки извлекаются все глаголы или существительные,
или части слов». Конечно, мы не вводим для детей столь сложную терминологию
(глаголы, существительные). Мы предлагаем детям игровую ситуацию: «Некоторые
слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать,
какая это сказка. Например: «Жи - бы - де - ба - бы - у ни - ку - ря - сне - ку
- ря - и т.д.»
Важным, по мнению автора, является воспитание чуткости к слову. Формированию
такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками:
- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе -
«длиннохвостая», «пушистохвостая»);
- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях.
Этому способствует правильное ударение (мука - мука), а порой различный
контекст (собачий хвост - собачий характер);
- объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В сказках
присутствует множество слов, этимология которых лежит на поверхности
(закоулочки…);
- произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать
его. Например, попробуйте так сказать слово «принцесса».
Теперь обращаем ваше внимание на важность взаимосвязи речевой и умствен ной
деятельности. В этой связи предлагаются задания типа «Определите лишнее слово».
Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное
(только
|
|