Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Возрастная психология :: Л. Б. Фесюкова. Воспитание сказкой
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-
 
некрасиво ведет себя, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чем не 
повинных героев сказки? 
Или сказка «Принцесса на горошине». Нравственный урок - «Изнеженность 
-достоинство принцесс…» 
Действительно, не лучше ли повести беседу с ребенком в таком русле. Ведь 
содержание сказки дошкольникам знакомо (и читают, и по телевизору показывают). 
Важно не опоздать с главным - научить малышей оценивать своих любимых героев с 
этической позиции. 
В сказке «Рукавичка» нравственный урок мы также предлагаем раскрывать с помощью 
следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в 
ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия. 
Понять их на доступном дошкольнику уровне и творчески решать противоречия - 
один из важнейших вопросов в общей системе образования детей этого периода. 
Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети и, как 
правило, мимо которого проходят взрослые. Все внимание взрослых и детей 
приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался 
без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого 
хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для 
деда (баба свяжет новые рукавички). Заметим только, что читатели вправе не 
согласиться с предлагаемыми комментариями и сделать свои. 
Рассмотрим теперь следующий из семи разделов - «Воспитание добрых чувств». Нет 
необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, что 
доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но вспомним о том,
 что это понятие достаточно емкое. Каким мы представляем себе доброго человека 
- подельчивым, любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.
д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль 
играют сказки. По многим причинам: 
дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и 
должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и 
чувства малышей в нужное русло. 
Прежде чем дать конкретные советы, хочется привести высказывания о доброте 
выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили: «Есть другое важное личное 
качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это 
есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на 
воспитание дружбы и товарищества, то - на воспитание уважения к старшим. 
Личность целостна. Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу 
нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но она 
всеобща. «Спеши творить добро» -в этом латинском призыве сохранена именно 
общечеловечность чувства доброты… Добрый человек не может не любить глубже. В 
добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек 
не может не проявить щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. 
Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, 
заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность… В 
общем чувство доброты есть корень всех благородных качеств»'. 
Возвращаясь к сказке, отметил, что в каждом конкретном случае ее сюжет обращает 
внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на 
самоотверженность, или на подельчивость, или на сопереживание. В этой связи и 
следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то,
 что: 
- учит детей сравнивать, сопоставлять;
- формирует привычку доказывать, что это так или иначе;
- ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым 
давая малышу возможность выбора собственной позиции;
- упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая 
значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
К примеру: 
«Докажи, что Аленка лучше всех»; 
«Кого тебе жалко в этой сказке»; 
«Как бы ты поступил на месте…»; 
«Как движениями похвалить петушка». 
Нередко здесь используется тризовская игра «Хорошо - плохо». Развести в стороны 
хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать еще один шаг в формировании 
доброты, пусть пока на уровне представлений. 
Периодически автор как бы показывает ребенку свое отношение к тому или иному 
герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу: «Мне не 
очень нравится Ивасик - Телесик. Угадайте, почему?» То есть конкретное 
содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания 
добрых чувств. Важно только не забыть о них. 
Право же, трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в 
воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты 
расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие 
связной, логичной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее 
важно сделать нашу устную, письменную речь эмоциональной, образной, красивой. 
На решение этих проблем направлен третий раздел нашей схемы - «Речевая зарядка».
 Постараемся хотя бы вкратце объяснить, какие методы и приемы будут 
способствовать воспитанию красивой речи. 
Это, во-первых, умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных 
отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. 
Добсон и др.), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним 
из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок 
ситуативно задает массу вопросов. Но, поверьте, гораздо труднее ему будет 
пост
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-