|
Соучастие характеризует первобытную психологию, т. е. психологический уровень,
на котором отсутствует осознанное различие между субъектом и объектом. Общее
бессознательное, конечно, совершенно недопустимо в ситуации врач-пациент; все
ориентации при этом теряются, и конец такого лечения печален.
Но даже врачи-аналитики не бывают абсолютно совершенны, и может случиться, что
в некоторых отношениях они так или иначе строят свое поведение бессознательным
образом. Поэтому я давным-давно настаивал на анализе самих врачей-аналитиков: у
них должны быть свои духовные отцы и матери. Даже сам римский папа при всей
своей непогрешимости должен регулярно исповедоваться и не кардиналу, а простому
священнику. Если психотерапевт не столкнется объективно со своим
бессознательным, то нет гарантии, что рано или поздно пациент не попадет в
бессознательное психотерапевта. Возможно, многим известны пациенты, обладающие
дьявольской хитростью по нахождению слабой точки, беззащитного места в психике
врача. В эту точку они норовят спроецировать свое собственное бессознательное.
Некоторые обычно считают, что данное качество больше свойственно женщинам,-но
это не совсем так, мужчины делают то же самое. Они безошибочно выбирают то
место, где врач наиболее уязвим и склонен делать те же проекции, что и пациент.
В результате происходит соучастие, точное состояние „заражения" личности через
общее бессознательное.
Относительно переноса существует предубеждение, сложившееся у всех нас в
результате определения, данного Фрейдом. А именно, большинство склонно думать,
что мы имеем дело с эротическим переносом. Но мой опыт не подтверждает эту
теорию, согласно которой проецируются исключительно эротические содержания и
инфантильные переживания. Я же считаю, что проецируется масса вещей, и
эротический перенос лишь одна из возможных форм переноса. В человеческом
бессознательном существует множество других содержаний, также являющихся высоко
эмоциональными по природе, и они столь же прекрасно проецируются, как
сексуальность. Все активные содержания бессознательного имеют тенденцию
появляться в спроецированном виде. Это, скорее, даже правило, - сгруппированное
бессознательное содержание обнаруживает себя прежде всего в виде проекции.
Любой действующий архетип может обнаружиться в проекции, либо во внешней
ситуации, либо в людях, либо в обстоятельствах - короче, в любых объектах.
Существуют переносы на животных и на предметы.
Не так давно у меня был интересный случай с очень интеллигентным гражданином. Я
объяснил ему совершенную им проекцию, - он спроецировал свой бессознательный
образ женщины в реальную женщину, а сны очень ясно показали, насколько
разительно реальная личность отличается от той, которую он ожидал видеть.
Выслушав меня, он сказал: „Если бы я знал это два года назад, то сэкономил бы
40 000 франков!" Я спросил: „Каким образом?" „Один человек показал мне древнюю
египетскую скульптуру, и я тотчас же влюбился в нее. Это была скульптура
египетского кота, очень красивая вещь. Он купил ее за 40 000 франков и поставил
на камин в гостиной". Но затем обнаружил, что потерял покой. Его офис находился
этажом ниже, и буквально каждый час он вскакивал, отвлекался от работы и
поднимался взглянуть на кота, а наглядевшись, шел обратно вниз, чтобы снова
вернуться. Это обстоятельство настолько лишило его отдыха, что он перенес
скульптуру и водрузил ее на стол прямо перед собой-и тут обнаружил, что не
может работать! Он вынужден был унести ее подальше, в комнату под чердаком,
дабы избавиться от назойливого влияния, и все время боролся с искушением
подняться и посмотреть на кота еще раз. Когда он понял свою гениальную проекцию
женского образа - так как кот в самом деле символизировал женщину - тогда весь
шарм и очарование скульптуры тотчас же исчезли.
Вот пример проекции в оживший физический предмет, к которому тянуло, как порой
многих снова тянет к врачу-психотерапевту. Как вы знаете,
врачей-психотерапевтов часто винят за змеиные глаза, магнетизирующие и
гипнотизирующие людей. Этот взгляд будто бы заставляет людей снова возвращаться
к врачу. Как исключение существует ряд неблагоприятных случаев встречного
переноса, когда психотерапевт действительно не в силах позволить пациенту уйти;
но, как правило, такие обвинения - результат проекции пациента, приводящий
порой к навязчивой мысли о преследовании.
Интенсивность отношений переноса всегда эквивалентна степени важности
субъективных содержаний. В случаях интенсивного переноса можно быть уверенным,
что проецируемые содержания -если только они выделены и осознаны - столь же
важны для пациента, сколь и сам перенос. Когда последний теряет силу, то не
исчезает бесследно; его интенсивность или соответствующее количество энергии
проявится в другом месте, например в измененном отношении к чему-либо или в
других проявлениях. Происходит это потому, что сила переноса оказывается силой
эмоциональной, присущей самому пациенту. В случае аннулированного переноса вся
спроецированная энергия попадает обратно в субъекта, давая ему возможность
испытать чувство победителя; в противном случае энергетическое „сокровище"
просто утрачивается в самом процессе переноса.
Теперь следует сказать несколько слов относительно этиологии самого переноса.
Перенос может быть полностью спонтанным, неспровоцированной реакцией, чем-то
вроде „любви с первого взгляда". Разумеется, его нельзя путать с любовью, с
которой он ничего общего не имеет. Перенос лишь рядится в одежды любви. Порой
он выступает так, что его можно принять за любовь, и, поддавшись на это,
малоопытные психотерапевты совершают ошибку. Случается, перенос возникает до
первой встречи, до начала лечения. Это говорит лишь о том, что личность
аналитика в этом случае не имеет никакого значения.
Однажды ко мне в кабинет зашла одна дама, которую недели за три до того я
встретил на официальном приеме. Тогда я даже не разговаривал с ней, но лишь с
|
|