Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: К.Г.Юнг - ТАВИСТОКСКИЕ ЛЕКЦИИ. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-
 
содержит в то же время ключ к индивидуальной завершенности и целостности, 
другими словами, к исцелению. Смысл слов „целое" и „целостность" означает 
сделать святым или исцелить (ис-целить). Погружение в глубины приносит 
исцеление. 
Это путь к целостному бытию, к сокровищу, которое страждущее человечество вечно 
ищет и которое находится в укромном месте, охраняемом ужасным дангером - 
опасностью. Это место первичного бессознательного и одновременно место 
исцеления и спасения, так как в нем содержится бриллиант целостности. Это 
пещера, в которой обитает дракон хаоса и одновременно это неразрушимый город, 
магический круг или temenos, священный предел, в котором соединяются все 
разорванные части личности. 
Использование магического круга, или мандалы, как его называют на Востоке, для 
лечебных целей - идея архетипическая. Когда человек болен, индейцы пуэбло из 
Нью-Мексики делают песочное изображение мандалы с четырьмя воротами. В центре 
сооружают так называемый „потный дом", или лечебный вигвам, в котором пациент 
подвергается потолечению. На полу вигвама нарисован другой магический круг, 
помещенный в центре большой мандалы (Мандала - "круг", „диск" - один из 
священных символов в буддизме, в мифологии индейцев пуэбло.), а посреди его 
находится кувшин с целебной водой. Вода символизирует вход в подземный мир. 
Процесс излечивания в данной церемонии явно аналогичен символизму, который 
обнаруживается в коллективном бессознательном. Это процесс индивидуации, 
идентификации с целостной личностью, с самостью (Самость - ключевой архетип в 
аналитической психологии.). В христианском символизме целостность есть Христос, 
и процесс состоит из imitatio Christi. Ворота заменены осями креста. 
Змей из пещеры во сне оказывается другом В. С., героя ранних лет сновидца, в 
которого он проецирует все идеалы, к каким стремился сам, и все добродетели, 
которыми он вдохновлен. Этот юный друг в большой дружбе со змеем. Он - невинное 
дитя, безвинен и еще не ведает конфликта. Поэтому он и обладает ключом к 
Испании и имеет власть над всеми четырьмя воротами. 
ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ 
Сегодня я буду говорить о психологии и о лечении переноса. Вначале следует 
определить само понятие, чтобы было ясно, о чем пойдет речь. Вы знаете, что 
слово „перенос" введено Фрейдом; оно явилось рабочим термином, а затем шагнуло 
в более широкую аудиторию. 
Термин перенос перевод немецкого слова Ubertragung, что буквально означает 
перетащить что-то с одного места на другое. Это слово используется также и в 
мифологическом смысле для обозначения перевода из одной формы в другую... 
Поэтому в немецком языке оно синонимирует с Ubertragung, т. е. с переводом. 
Психологический процесс переноса является частной формой более общего процесса 
проецирования. Можно свести два понятия вместе и ощутить, что перенос есть 
частный случай проецирования - по крайней мере, как это понимаю я. Разумеется, 
любой может пользоваться этим термином свободно по своему соображению. 
Проецирование есть общий психологический механизм по переносу субъективных 
содержаний и компонентов любого характера в объект. Например, когда я говорю: 
„Цвет этой комнаты - желтый", то это и проецирование, потому что объект сам по 
себе не желтый; желтый он только в нас. Цвет, как вы знаете, составляет 
содержание нашего субъективного опыта. То же самое и со звуком, и это - 
проецирование, так как звук сам по себе не существует; это звук в моей голове и 
это психический феномен, явление, которое я проецирую. 
Перенос - это обычно процесс, случающийся между двумя людьми, а не между 
субъектом-человеком и физическим объектом. Процесс проецирования, -поскольку 
субъективные компоненты переносятся в объект и возникаю! в нем как присущие ему,
 объекту, - не является актом волевым; а перенос, как психический акт, 
субъектом не осознается. Невозможно одновременно осознавать и проецировать, 
поскольку в этом случае узнаешь, что проецируешь свои собственные компоненты, а.
 следовательно, невозможно локализовать последние в объекте, так как знаешь, 
что они в действительности принадлежат тебе. В проецировании несомненный 
очевидный факт, с которым вы сталкиваетесь в объекте, в действительности 
оборачивается иллюзией, и все же вы предполагаете наблюдаемое в объекте не 
субъективным, а объективно существующим. Поэтому проецирование исключается, 
когда обнаруживается, что очевидные объективные факты суть реально субъективные 
содержания. В этом случае эти содержания связываются с особенностями 
собственной психологии и их уже больше нельзя относить к объекту. 
Порой человек вполне осознает свои собственные проекции, хотя и не в полной 
степени. Та часть, которая все же не осознается, остается носителем качества, 
присущего объекту. Это часто происходит в практическом анализе. Врач, например, 
говорит: „Послушайте, вы же просто переносите образ своего отца в этого 
человека (или в меня)"; и при этом считает, что такого объяснения достаточно, 
чтобы аннулировать перенос. Данная мера, скорее, достаточна для врача, но не 
для пациента. Поскольку в проекции содержится нечто еще, пациент ее сохранит. 
Она не зависит от его желания: подобные явления - самовоспроизводящиеся. 
Проекция - факт спонтанный, автоматический. Она просто возникает и все. И этот 
закон в сущности справедлив и для переноса. Если перенос возникает, то он 
возникает априорно. 
Механизм проекции неосознаваем, вот почему осознание факта проекции разрушает 
ее. 
Перенос в прямом смысле есть проекция, совершающаяся между двумя индивидами; 
как правило, она носит эмоциональный и принудительный компульсивный характер. 
Сами по себе эмоции в какой-то степени всегда оказываются непроизвольными 
психическими состояниями, в которых осуществляются целевые установки ЭГО. Более 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-