|
Часто в мистериальных пещерах, как и в Кастильской, находился источник.
Источники играли очень важную роль в культе Митры, из которого произошли многие
ритуальные элементы ранней церкви. Порфирий рассказывает, что Зороастр, пророк
и реформатор древнеиранской религии, освятил в честь Митры пещеру, в которой
было несколько источников. Те, кто был в Германии и видел Саальбург (Saalburg)
около Франкфурта, могли заметить источник неподалеку от пещеры Митры. Его культ
всегда связывался с источником. В прекрасной Митрее в Провансе есть большой
бассейн с удивительной кристально -чистой водой, а за ним скала с высеченным
изображением сцены жертвенного убийства быка Митрой. Подобные святилища
постоянно вызывали склоку у ранних христиан. Адепты Христа ненавидели
натурализованные церемонии митрян и тем не менее восприняли от них ряд
обрядовых элементов. В Риме обнаружили митрейон (Митрейон - ритуальное
сооружение в честь Митры.), находившийся ниже пола церкви св. Клемента около
четырех метров. Он неплохо сохранился и был полностью заполнен водой, которая
после откачки вновь набиралась. Известны и другие религиозные направления
античности, например орфический культ, всегда связывавшие подземный мир с водой.
Анализируя сказанное, можно заметить, что все примеры следуют из античности.
Действительно, образ змея в пещере с водой в античный период являлся широко
известным и играл важную роль в религиозно-общественной жизни. Но можно было бы
провести аналогии и с другими цивилизациями и там найти то же самое. Вода под
землей в емкости представляет бессознательное. В глубине, как правило,
находится сокровище, охраняемое змеем или драконом. В приведенном сне
сокровищем является золотой кувшин с кинжалом. Чтобы завладеть сокровищем, надо
победить дракона. Сокровище несет в себе таинственный смысл. Оно связано со
змеем необычным образом: своеобразная фигура змея сама по себе представляет
характер сокровища, словно змей и сокровище одно и то же. Часто змей сам
оказывается золотым. Золото есть нечто, чем каждый стремится обладать, поэтому
золотой змей - есть сокровище, источник власти и мощи. В раннегреческих мифах
обитатели пещер являются героями, такими как, например, Кекроп, основатель Афин.
Он наполовину мужчина, наполовину - женщина, гермафродит; нижняя часть тела
змеевидная; он - чистый монстр. То же можно сказать и об Эристонии, другом
мифологическом царе Афин.
Мы приближаемся к уяснению символа золотого кувшина и кинжала. Видевшие
вагнеровский „Парцифаль" знают о соответствии кувшина чаше Грааля, а кинжала -
копью, оба составляют единое; это мужское и женское начала, образующие единство
противоположностей. Пещера, или подземный мир, представляет собой слой
бессознательного, в котором нет никакого поэлементного членения, ни даже
различия мужского и женского, что первым делом выделяют первобытные. Подобным
образом они различают предметы, цивилизованные люди делают это спорадически.
Например, некоторые ключи имеют отверстие в бороздке, а у некоторых бороздка
сплошная. Первобытные подразделяют их на мужские и женские. В Италии черепичные
крыши обычное явление. Выпуклая черепица кладется сверху, вогнутая под низ.
Верхнюю называют монахом, нижнюю монахиней (Сравните - разъемы в
радиоэлектронике по типу штепсель - розетка называют „папа-мама". -Прим. перев.
). И это не неприличная шутка итальянцев, а квинтэссенция деления целого.
Бессознательное, сводя вместе мужское и женское, делает предметы совершенно
неразличимыми, поэтому невозможно сказать, мужские они или женские, так же как
и Кекропс возник из такой мифической дали, что уже невозможно говорить, мужчина
он или женщина, человек или змей. Так же и дно цистерны в сне характеризуется
полным единством содержащихся в ней противоположностей. Это первичное
соединство элементов вечно противополагается их раздробленности. Но в крайних
точках конфликт угасает, и все пребывает или вновь оказывается в первоначальном
состоянии нерасчленимой гармонии. Сходные идеи содержатся в древнекитайской
философии. Идеальное состояние именуется Дао (рис. 9), и оно состоит из полной
гармонии между небом и землей.
Рис. 9. Дао.
Одна сторона символа Дао - белая с черным пятном, другая - черная с белым.
Белая сторона - горячая, сухая, светлый принцип, юг; черная сторона - холодная,
влажная темный принцип, север. Состояние Дао - это начало мира, в котором еще
ничего не началось, а также состояние, достигаемое высшим разумом. Идеи
единства двух противоположностей, принципов мужского и женского - образ
архетипический. Однажды я стал свидетелем примера все еще бытующей первобытной
архетипической формы. Во время войны по долгу службы я был в армии, в горной
артиллерии. Солдаты копали глубокое укрытие для тяжелого орудия. Вытаскивая
тяжелые камни из каменистого неподатливого грунта, они кляли свою работу; я
находился неподалеку, прислушиваясь к их разговору. Один произнес: „Проклятье,
ну и работка нам досталась: ковыряйся в этой дурацкой долине, где когда-то жили
русалки и еще до сих пор спят вместе отец и мать". Та же самая мысль, только
выраженная наивным образом. Негритянский миф повествует, что первый мужчина и
первая женщина спали вместе в тыкве; они ничего не замечали до тех пор, пока не
обнаружили, что разорваны надвое, а между ними находится сын. Посреди был
человек, и с этого момента мужчина и женщина разделились и познали друг друга.
Первоначальное сознание абсолютного бессознательного выражается как полностью
покоящееся состояние, где ничего не происходит.
Когда сновидец имеет дело с архетипическими символами, он вступает в область
полного бессознательного, которое представляется как величайшее сокровище. Это
- центральный мотив „Парцифаля" Вагнера. Копье должно быть возвращено чаше
Грааля, потому что они существуют вместе вечно. Тот союз - символ целостного
завершения - вечность до и после творения мира, потенциальное условие. Это и
|
|