|
восприятием, эрудицией.
Это чрезвычайно впечатляющий город. В нем находится один из наиболее
изумительных готических соборов мира. Место с очень древними традициями, старый
римский Толетум веками был резиденцией кардинала епископата и примата Испании.
С VI по VIII век бывшей столицей вестготов; с VIII по XI-столицей Мавритании, а
с XI по XVI - столицей Кастилии. Толедский собор -прекрасное и впечатляющее
сооружение - воплотил в себе мощь, величие, красоту и тайну средневекового
христианства, нашедшее свое существенное выражение в церкви. Собор является
воплощением, олицетворением духовного царства, так как в средние века мир
управлялся императором и Богом. Поэтому собор выражает христианскую философию
или мировоззрение средневековья.
Сон говорит, что под собором находится таинственное место, которое в реалии не
соответствует христианской церкви. Что могло находиться под собором в тот
период? В древности всегда существовали подземные часовни или крипты. Большая
крипта есть в Шартрском соборе, она дает прекрасное представление о
мистериальном характере крипты. Крипта в Шартре первоначально была святилищем с
источником, там совершались поклонения деве - не деве Марии, как сейчас, а
кельтской богине. Под каждой христианской церковью в средние века сооружалось
потаенное место, в котором в старину совершались мистериальные празднества. То,
что сейчас мы называем церковными таинствами, в раннем христианстве было
мистериальным. В Провансе крипта называлась Le musset, что означает секрет,
слово, возможно, происшедшее от мистерии, могущее означать тайное место. В
Аосте, где говорят на провансальском диалекте, есть musset под собором.
Крипта, возможно, ведет свое начало от культа Митра (древнеиранского бога
Солнца). В митраизме главная религиозная церемония совершалась в сводчатом
склепе, наполовину скрытом под землей. Прихожане в это время находились в
главной церкви наверху. Сквозь специальные смотровые щели они могли видеть и
слышать церемонию службы, самих священнослужителей и избранных, распевающих
псалмы, совершающих ритуальные обряды внизу. Вход туда разрешался только
посвященным. Крестильни в христианской церкви, отделенные от основной
молитвенной залы храма, служат той же цели, так как крещение (и причастие)
являлось мистерией, о которой прямо не упоминалось. Пользовались
аллегорическими намеками, чтобы сохранить тайну. Засекреченность касалась и
имени Христа, которое упоминать не разрешалось. Вместо этого употреблялось имя
Ихтиас, Рыба. Возможно, кое-кому приходилось видеть репродукции
раннехристианской живописи, где Христос появляется в виде рыбы. Тайна,
связанная со священным именем, есть возможная причина, почему имя Христа не
упоминалось в раннем христианском документе 140 года н. э., известном как
Пастырь Гермы. Последний являлся важной частью христианской литературы,
почитаемой церковью до XV века. Автор этой книги видений Герма, как полагают,
был братом римского епископа Пиуса. Духовного учителя, являющегося Герме, зовут
Поймен, Пастырь, но никак не Христос.
Идея крипты, или мистериального места, восходит к чему-то лежащему в
предыстории христианского мировоззрения, к чему-то более древнему, чем само
христианство. Живой пример того - языческий источник под собором в Шартре или
античная пещера с живущим в ней змеем. Разумеется, источника со змеем не мог
лицезреть наш сновидец во время своего путешествия по Испании. Этот
образ-результат не индивидуального опыта, и поэтому не может быть параллелью к
мифологическому и орфографическому знанию. О некоторых реализациях этого
параллелизма я скажу. Известно, что каждая церковь имеет купель для крещения.
Прообразом ее был бассейн для купания, короче водоем, в который погружали или
символически окунали посвящаемых. После метафорической смерти в крещенском
бассейне посвященные появлялись измененные quasi modo geniti, совершалось как
бы перерождение. Можно поэтому предположить, что крипта, или крестильная купель,
имеет значение места ужаса и смерти и одновременно перерождения; места, в
котором совершаются тайные посвящения.
Змей в пещере - это образ, часто возникающий в античности. Важно отметить, что
в классической античности, как и в других цивилизациях, змей был не только
животным, вызывавшим страх, но также означавшим исцеление. Поэтому Асклепий,
бог врачевания, связан со змеем; эмблема с профилем змеи часто используется в
медицине до сих пор. В храме Асклепия, Асклепионе, являвшемся своеобразной
древней хижиной, в земляном основании пола находилась дыра, сверху заложенная
камнем, дыра-ход вела в нору, в которой жил священный змей. В камне имелась
щель, предназначенная для опускания платы людьми, приходившими исцелиться. Змей
одновременно служил как бы кассиром клиники и собирателем даров, бросаемых ему
в нору. Во время страшной эпидемии чумы в эпоху правления Диоклетиана
знаменитый змей из Асклепиона в Эпидарии был доставлен в Рим как панацея. Он
представлял своим присутствием самого бога.
После божественной миссии исцеления змею приписывались качества (дар) мудрости
и пророчества. В знаменитом Кастальском ключе, символизирующим источник
вдохновения, жил питон. Аполлон, сражаясь, победил питона, с этого времени
Дельфы стали местом пребывания знаменитого оракула, а Аполлон-их богом. Позже
половина могущества перешла к Дионису, появившемуся с Востока. Под землей, где
обитают духи мертвых, змеи и .вода всегда встречаются вместе, о чем упоминает в
„Лягушках" Аристофан. Легендарный змей часто заменялся драконом. Работающей
параллелью символа во сне можно считать христианскую легенду V века о святом
Сильвестре. В пещере под скалой Тарпейи в Риме жил страшный дракон, в жертву
которому приносились юные девушки. По другой версии дракон был искусно сделан и,
чтобы доказать это, в пещеру спустился один монах. Он обнаружил меч, торчащий
из пасти искусно сделанного чудища, а. вместо глаз сверкали бриллианты.
|
|