|
общий для всех смысл. Поэтому в племенной общине сновидец всякий раз объявляет
о приснившемся „большом сне" соплеменникам, по поводу чего собирается
специальный совет. „Большие сны" каждый раз рассказывались римскому сенату.
Сохранилась история I века до н. э. о сновидении дочери сенатора, в котором
богиня Минерва явилась перед ней и пожаловалась, что римляне нерадиво относятся
к ее храму. Госпожа чувствовала себя обязанной изложить сон сенату, который,
выслушав, проголосовал выделить определенную сумму денег на ремонт храма.
Похожая история рассказана Софоклом: из храма Геракла был украден драгоценный
золотой сосуд. Во время сна Софокла перед ним явился Бог и назвал ему имя вора.
После того как сон повторился в третий раз, Софокл счел нужным известить об
этом Ареопагус (Ареопагит).
Человек, на которого пало подозрение, был задержан, в процессе расследования он
признался и вернул украденный сосуд. Эти мифологические или коллективные сны
обладают свойствами, заставляющими людей инстинктивно .рассказывать их.
Инстинкт здесь совершенно обоснован, так как такие сны принадлежат индивиду,
они несут в себе коллективный смысл. Объективно они содержат в себе
бесстрастную истину, в частности являются той же истиной для ряда людей в
определенных обстоятельствах. Вот почему в античности и в середине века сны
весьма почитались. Тогда наличествовало убеждение, что они выражают
коллективную человеческую правду.
Теперь о самом сне. Его сообщил мне коллега моих лет: он добавил при этом
некоторые подробности о самом сновидце. Коллега - клинический психиатр, а
пациентом оказался весьма приметного вида молодой француз двадцати двух лет,
очень интеллигентный и красивой наружности. Француз путешествовал по Испании и
вернулся в очень подавленном состоянии, которое врачи определили как
маниакально-депрессивный психоз (МДП), депрессивную форму. Степень
подавленности не была критически острой, хотя клиент чувствовал себя неважно и
был госпитализирован. Спустя полгода он выписался и через несколько месяцев
после этого покончил с собой, несмотря на то что в процессе лечения он стал
практически здоров, от депрессии избавился, так что была вероятность, что
самоубийство произошло в состоянии спокойного сознания. Сновидение происходило
в самом начале периода депрессии.
В основании большого собора в Толедо находится резервуар с водой, сообщающийся
с речкой Тахо, опоясывающей город. Резервуар представляет собой небольшое
темное помещение. В воде живет огромный змей, глаза его сверкают, как
бриллианты. Здесь же находится золотой кувшин, в котором хранится золотой
кинжал. Кинжал является ключом к городу, и его обладатель имеет полную власть
над Толедо. Сновидец знает, что змей друг и защитник В. С., юного приятеля
сновидца. В. С. засунул голую ногу в пасть змею, змей дружелюбно лижет ее, а В.
С. радостно играет со змеем, на лице бесхитростного дитяти нет и тени страха.
Во сне В. С. что-то около семи лет, в действительности он и в самом деле друг
юных лет сновидца. С того момента, вещает сон, змея забыли, и уже никто не
осмеливается спускаться в его обитель.
Эта часть сна вступительная, затем начинается само действие.
Сновидец наедине со змеем. Он почтительно, но без страха, беседует с ним. Змей
рассказывает, что Испания принадлежит ему, так как он друг В. С., а затем
просит вернуть мальчика. Сновидец отказывается сделать это, но взамен обещает
сам спуститься в темную пещеру и подружиться со змеем. Позже он изменяет
решение и намеревается послать вместо себя своего приятеля мистера С. Мистер С.
потомок испанских мавров, и его визит в подвальный резервуар с водой должен
продемонстрировать исконную храбрость этого народа. Сновидец советует
прихватить меч с красной рукояткой, найденный на оружейном заводе по другую
сторону реки Тахо. При этом сообщается, что меч очень древний, относящийся к
периоду Фекии. (Народ древней Фекии, основавшей колонии по восточному побережью
Испании, Феки находилась на западном побережье Малой Азии.) С. берет меч и
спускается в резервуар, сновидец советует ему проткнуть левую ладонь мечом. С.
протыкает, но оказывается не в состоянии сохранить самообладание в присутствии
могучего змея. Подавленный болью и страхом С. кричит и, качаясь, вылезает
наверх, не захватив с собой кинжал. Выходит, что С. править Толедо не сможет, и
тут сновидец ему ничем помочь не может. Он вынужден разрешить остаться простым
украшением на стене собора...
Сон кончается. Он, естественно, происходил на французском языке. Что мы имеем
по тексту сна? В плане друзей - определенные намеки: В. С. - друг раннего
детства, немного старше, чем сновидец. Последний спроецировал на мальчика все
обаяние и очарование и сделал из него героя, но позже потерял его из виду,
возможно мальчик умер. С. - друг более недавнего времени. Указывается на то,
что он родом из испанских мавров.
Уже говорилось, что сновидец недавно был в Испании и, конечно, видел Толедо,
после чего случился сон. Пациент был в плохом состоянии и не мог помочь доктору
в толковании сна. Мой коллега не знал, что делать с этим сном, но чувствовал
его важность и решил отослать сон мне. Получив сон, я не смог сразу
расшифровать его. Тем не менее у меня появилось ощущение, что знай бы я больше
о такого рода снах и если бы я занимался этим случаем сам, то мог бы помочь
молодому человеку, и самоубийство, возможно, не произошло. Мне знакомы случаи,
когда, понимая сны буквально, люди сталкивались с большими трудностями. С таким
чувствительным, утонченным, изучавшим историю искусства и необычайно
интеллигентным человеком, как наш пациент, следовало быть особенно осторожным и
внимательным. Банальности здесь неуместны, был необходим глубокий анализ. Не
будет ошибкой предположить, что Толедо - город мечты сновидца, мечты, которая
возникла бы у любого человека с его уровнем образования, тонким эстетическим
|
|