Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: К.Г.Юнг - ТАВИСТОКСКИЕ ЛЕКЦИИ. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-
 
это означает, что ей предстоит путь в загробный мир. Так оно и случилось - 
через несколько дней Глафира совершила самоубийство. Способ, которым 
руководствовался Симон-прорицатель, оказался весьма рациональным и логичным с 
точки зрения сегодняшнего дня. Правда, он не был слишком сложным, как того 
требует большинство наших снов. Я отметил для себя следующую особенность: сны 
по своей сложности или простоте соответствуют самому сновидцу, сложности 
структуры его сознания. Только они всегда немного впереди сознания сновидца, 
предшествуют сознанию. Например, я не понимаю свои собственные сны сколь-нибудь 
лучше, чем сны других людей, так как они - мои сны - отчасти выходят за рамки 
возможностей моего понимания. Здесь у меня тоже проблемы, как и у людей, 
совершенно ничего не знающих о толковании снов. Знание не оказывается 
преимуществом, когда дело заходит о собственных снах. 
Другая интересная параллель к нашему случаю - это история, возможно, известная 
вам из четвертой главы книги пророка Даниила. Когда царь Навуходоносор завоевал 
всю Месопотамию и Египет, то решил, что теперь он самый великий человек, 
поскольку владеет всеми, известными ему землями. И вот ему снится сон, типичный,
 как мы говорим, сон карьериста, забравшегося слишком высоко. Ему приснилось 
дерево невероятных размеров, выросшее до небес и отбрасывающее тень на всю 
землю. Но вот наблюдающий с небес ангел-хранитель приказал срубить дерево, 
обрубить сучья и ветки, сорвать листья, так что в конце концов остался один 
пень. А сам он, Навуходоносор, дикий и одинокий, живет среди зверей, и у него 
вместо человеческого сердца -звериное. 
Конечно, все признанные астрологи, мудрецы и прорицатели отказались разгадать 
сон. И только Даниил понял его смысл. Он предостерег царя от попыток 
стяжательства и несправедливостей, иначе, сон может обернуться несчастьем. Но 
царь, полный манией величия, советом пренебрег. Тогда голос с небес вновь 
послал ему знамение, повторившее пророчество Даниила. И что же в конце концов? 
Все случилось, как и было предсказано. Навуходоносор превратился в зверя и 
очутился среди животного царства. Ел траву, тело покрылось росой, волосы 
выросли длиной с орлиные перья, ногти стали когтями. Он превратился в дикаря, 
лишенного за ненадобностью разума. Еще хуже, чем дикаря, так как утратил все 
человеческое; он стал чудовищем Хумбабой. История символизирует полную 
деградацию человека, потерявшего себя. 
Случай этот иллюстрирует проблему преуспевающего человека, забывающего о себе и 
наталкивающегося на сопротивление бессознательного. Противоречие возникло 
прежде всего в снах, и если оно не принимается во внимание, то переживается в 
реальности, и, как правило, катастрофическим образом. Эти исторические сны, как 
и все сны, осуществляют компенсаторную функцию: они -индикация, симптом, 
служащий сигнализацией того, что где-то он отклонился от своего собственного 
пути. Где-то он мог стать жертвой собственной амбиции и тщеславных замыслов, и 
если он не обратит внимание на это, то пропасть может увеличиться, увеличивая 
тем самым вероятность в нее угодить. 
Я хочу подчеркнуть, что в истолковании снов очень важно внимательнейшим образом 
рассмотреть все детали, не упуская из виду и сам контекст. 
Ни в коем случае нельзя подстраивать какую-либо теорию, но всегда спрашивать 
сновидца, что он чувствует по поводу тех или иных образов. Сны всегда посвящены 
какой-либо частной проблеме индивида, относительно которой у него неверное 
сознательное суждение. Сны всегда являются реакцией на нашу сознательную 
установку, действующей тем же самым образом, каким тело, скажем, реагирует на 
переедание или недоедание. Сны - естественная реакция саморегуляции психической 
системы. 
Эта формулировка лежит в основе теории о структуре и функции сновидений. Я 
придерживаюсь точки зрения, что сны также многомерны, непредсказуемы и 
невычислимы, как и человек, поведение которого можно пронаблюдать в течение дня.
 Проследите за человеком в течение ряда моментов и вы увидите и услышите самые 
разнообразные реакции; то же и со снами. В снах мы проявляем такую же 
разносторонность, как и в повседневной жизни; и так же, как невозможно 
обосновать теорию многих аспектов сознательной личности, так же невозможно 
выстроить общую теорию сновидений. 
Сегодня, вопреки собственной традиции, я собираюсь проанализировать сон не из 
серии, а единичный. Более того, я не знаком со сновидцем и, следовательно, не 
могу использовать ассоциативную сферу. Поэтому интерпретация сна покажется 
кому-то спорной. Но есть и известное оправдание для подобной процедуры. Если 
сон сконструирован из личностного материала, то и ассоциации носят 
индивидуальный характер, но если сон главным образом мифологичен по структуре - 
разница между ними очевидна сразу, - то тогда он говорит универсальным языком, 
и любой интерпретатор может пользоваться параллелями для конструирования текста.
 По крайней мере необходимое знание для этого у него есть. Например, если во 
сне разыгрывается герой-дракон, каждый кое-что может сказать по этому поводу: 
все мы читали сказки и легенды и знаем о героях и драконах. На коллективном 
уровне сновидений практически разницы между людьми нет, в то время как на 
персональном уровне царит полное различие. 
Главная составляющая сновидения, о которой я собираюсь говорить, - 
мифологическая. Здесь мы сталкиваемся с вопросом: при каких условиях снятся 
мифологические сны? У цивилизованных людей они крайне редки, так как наше 
сознание в значительной степени свободно от подспудного архетипического разума. 
Мифологические сны поэтому воспринимаются нами как очень чуждый элемент. Но это 
не так, когда речь идет о менталитете, близком к первобытной психике. Примитивы 
обращают огромное внимание на такие сны и называют их „большими снами" в 
противоположность обычным. Они чувствуют, что эти сны важны и несут в себе 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-