|
суеверен, его преследуют дурные сны на пути в лес и предвестия худых новостей.
Но Гильгамеш толкует эти сновидения оптимистически. Вновь реакция
бессознательного оказывается не соответствующей дальнейшему сюжету,-наши герои
достигают успеха и с триумфом доставляют голову Хумбабы в свой город.
Но тут вмешиваются боги, точнее богиня Иштар, пытающаяся победить Гильгамеша.
Исходный принцип самого бессознательного - Вечная женственность, и Иштар с
истинно женской хитростью обещает Гильгамешу золотые горы, если он станет ее
возлюбленным. Он уподобится Богу, его власть и богатства безмерно возрастут, но
Гильгамеш не верит ни одному ее слову. Он грубо отказывается и, в свою очередь,
обвиняет ее в жестокости и неверности своим любовникам. Иштар в гневе и
бешенстве призывает богов сотворить исполинского быка, который спускается с
небес и начинает разрушать царство Гильгамеша. Вспыхивает великая битва, сотни
людей погибают, отравленные дыханием священного быка. Гильгамешу с помощью
Энкиду удается убить быка. Празднуется победа.
От боли и гнева Иштар опускается на стену города, тут сам Энкиду совершает над
ней насилие. Он оскорбляет ее и бросает в лицо член мертвого быка. Это
кульминационный момент, отсюда начинаются перепитии. Энкиду видит зловещие сны,
а затем заболевает и умирает.
Это означает, что сознательное полностью отделилось от бессознательного.
Бессознательное ушло со сцены, и Гильгамеш остался один - победитель с
горестным лицом. Он едва выносит потерю друга, но все его муки утраты есть по
сути страх смерти. Гильгамеш видит своего друга мертвым и сталкивается лицом к
лицу с фактом смерти - и он смертен. Теперь только одно желание беспокоит
его-достичь бессмертия. Он предпринимает героические усилия, чтобы отыскать
лекарство против смерти-он знает одного старика, своего предка, обретшего
вечную жизнь и живущего далеко на Западе; он пытается найти его. Начинается
путешествие в подземное царство, а затем Гильгамеш отправляется на Запад, вслед
за солнцем, через двери небесной горы. Он преодолевает неслыханные трудности, и
даже боги не мешают рискованному предприятию, хотя знамениями говорят ему, что
поиски напрасны. В конце концов Гильгамеш достигает цели своего путешествия и
убеждает старика рассказать о лекарстве. На дне моря он добывает магическую
траву бессмертия pharmakon athanasias и приносит ее домой. Он устал от
странствий, но полон радости, так как овладел удивительным лекарством, и ему не
надо больше бояться смерти. Гильгамеш купается в бассейне, освежая себя с
дороги, а в это время змея вынюхивает целебное растение, подползает к нему и
выкрадывает его. Возвратившись, Гильгамеш предпринимает новые действия по
укреплению города, но мира не наступает. Он хочет знать, что происходит с
человеком после смерти, и в конце концов к ,нему приходит дух Энкиду. Он
появляется из дыры в земле и сообщает Гильгамешу весьма неутешительные сведения.
На этом эпос кончается.
Сохранилось значительное количество снов, записанных в античный период, в
которых прослеживаются параллельные мотивы. Я приведу короткий пример того, как
поступали наши коллеги в древности, разгадывая сон. Первый век новой эры.
Эпизод, изложенный Иосифом Флавием в его истории об Иудейской войне, в котором
он описывает разрушение Иерусалима.
Тетрарх Палестины по имени Архелаос был римским правителем и отличался
жестокостью. Подобно почти всем провинциальным правителям, он рассматривал свое
положение как удобный способ возвеличить себя и украсть то, на что натыкались
его взгляд и руки. В результате такого положения дел к императору Августу в
конце концов послали делегацию с жалобой. Случилось это на десятый год
правления Архелаоса. Примерно в это же время ему приснился сон, в котором он
увидел девять больших спелых колосьев пшеницы, которые „на глазах" поела
голодная скотина. Архелаос встревожился и немедленно призвал к себе
„психоаналитика". Психоаналитик сказать ничего не смог, возможно он побоялся
сказать правду, и отделался ничего не значащими фразами. Тогда Архелаос собрал
группу других „психоаналитиков" для консультации, но и те ничего путного не
сообщили.
В те времена в Египте существовала любопытная секта людей, эссеев, с весьма
независимыми взглядами. Они жили неподалеку от Мертвого моря, кстати, вполне
возможно, что к этой секте принадлежал Иоанн Креститель. Послали к ним за
толкователями. Явился некто Симон Эссей и, разобравшись, дал следующий ответ:
„Пшеничные хлопья означают годы твоего правления, а скотина, пожравшая их -
перемены. Девять лет истекло, и теперь предстоят большие перемены в твоей
судьбе. Голодная скотина предвещает твое падение". Подобные
сельскохозяйственные образы в тех странах воспринимались достаточно легко. Поля
должны были надежно охраняться от пасущегося скота. Трава на южных пастбищах
растет очень низкая, и скот вечно голоден, так что ночной визит коров или волов
через сломанный забор на засеянное поле может обернуться катастрофой - потерей
урожая. Отсюда и основа для толкования сна.
Через несколько дней после визита прорицателя прибыл римский инспектор; он
провел расследование, сместил Архелаоса, лишил всего недвижимого имущества и
выслал из Палестины.
Архелаос был женат, и его жене, Глафире, тоже приснился сон. Естественно,
происшедшее с мужем держало ее под сильным впечатлением. Во сне явился первый
муж (Архелаос был третьим), согласно сновидческой версии, он был убит
Архелаосом, так что появился он из царства мертвых. Этот бывший муж, по имени
Александрос, обвинил Глафиру в недостойном поведении и сообщил, что собирается
забрать ее назад к себе. Симон Эссей по поводу этого ничего не пояснил,
предоставив эту возможность нам. Важно то, что в действительности Александрос
был мертв. Поэтому когда он заявил, что собирается забрать Глафиру к себе, то
|
|