|
пациент-пращур выздоравливал. Ему начинало казаться, что муки болезни не только
его одного, но общие-даже сам Бог страдал. Косвенным путем это вводило пациента
в общество людей и богов, и это знание обладало значительным излечиватющим
эффектом. Современная духотерапия пользуется теми же приемами: боль или
страдание сравнивается с муками Христа, что приносит утешение. Индивид покидает
скорлупу своего жалкого одиночества и представляется последователем
божественной героической судьбы через страдания самого Бога. Когда древнему
египтянину указывают, что он следует судьбой Ра, Бога Солнца, он тотчас же
встает на один уровень с фараоном, являющимся сыном Бога. Таким образом,
обычный человек становился сам как бы богом (отождествляясь с ним), это
приводило к освобождению огромных запасов энергии (психической), откуда понятно
излечивание и снятие болевых ощущений. Отсюда становятся понятными и некоторые
необычные ритуальные действия людей. Например, хождение босыми ногами по
раскаленным углям или нанесение себе тяжких телесных повреждений, которые
воспринимаются без какого-либо чувства боли. Вероятно, что здесь срабатывает
этот впечатляющий и адекватный сигнал, мобилизующий бессознательные силы до
такой степени, что даже нервная система перестраивается, делая тем самым
реакции тела „нормальными".
В случае психического страдания, которое всегда изолирует индивида от
сообщества, от объединения так называемых нормальных людей, огромную роль
играет понимание, а скорее, вера, что конфликт не индивидуальная трагедия, а
одновременно страдание всех, общая ноша времени. Эта общая точка зрения
возвышает человека над собой и связывает с человечеством. В подобном случае нет
условий для возникновения невроза, ибо подчас ситуации порождаются самыми
обычными обстоятельствами. Например, живя в современном обществе, вы вдруг
потеряли деньги. Естественная реакция - огорчение и стыд, что ты единственный
такой осел, который теряет деньги. Но поскольку все теряют деньги, и это не
есть нечто из ряда вон выходящее, то в конце концов примиряешься с потерей.
Когда другим людям так же плохо, как тебе, переносить дискомфорт гораздо легче.
Если человек потерялся в пустыне, на леднике или он ответственный лидер группы
в рискованной ситуации, он чувствует себя скверно, если не совсем плохо. Но
если он солдат потерявшегося батальона, то он присоединится к остальным,
отпуская шутки, подбадривая коллектив и себя, и не будет думать об опасности. И
хотя степень опасности от этого не меньше, индивид чувствует себя совершенно
иначе в группе, чем когда он оказывается в подобном положении один.
Когда архетипические фигуры возникают в снах, особенно на последних этапах
анализа, я объясняю пациенту, что его случай не уникальный и не особенный, и
что его психика работает на уровне, близком к общечеловеческому. Это важно, так
как невротик чувствует себя ужасно изолированным и стесняется своего невроза.
Но если он знает, что его проблема общая, а не просто личная, вот тут уже
другое дело.
Битва героя с драконом, как символ типичной человеческой ситуации, - очень
частый мифологичекий мотив. Одна из его древнейших литературных версий -
Вавилонский миф Творения, в котором герой - бог Мардук - борется с драконом
Тиаматом. Мардук - бог весны, а Тиамат - мать-дракон, первозданный хаос, Мардук
убивает ее и разрубает на части. Из одной половины он делает небеса, а из
другой - землю.
Другая, более удачная параллель - эпос о Гильгамеше.
Гильгамеш - типичный карьерист, человек честолюбивых замыслов, как и наш
сновидец, великий царь и герой. Мужчины рабским трудом возводят город со
сложными оборонительными стенами. Женщины, забытые, покинутые мужьями, взывают
с мольбой к богам защитить их от безрассудного тирана. Боги решают, что пора
что-то предпринять. На психологическом этапе это означает: Гильгамеш пользуется
только своим сознанием, голова имеет крылья и отделена от тела, но тело
собирается что-то заявить по этому поводу. Ситуация оборачивается неврозом, а
именно: столкновением противоположных факторов-полюсов. Как же невроз выглядит
в поэме? Боги решают „призвать", т. е. сделать человека наподобие Гильгамеша.
Они создают Энкиду, однако Энкиду несколько отличается от Гильгамеша. Длинные
волосы на голове, выглядит как пещерный житель, живет с дикими животными в
степи, пьет воду из колодцев, вырытых копытами газелей. Гильгамеш в добром
здравии и памяти спит и видит сон, посвящающий его в намерения богов.. Ему
снится, что на его спину упала звезда, превратившаяся в могучего воина, и
Гильгамеш борется с ним, но не может освободиться. В конце концов он все же
побеждает и бросает противника к ногам матери, а мать делает его равным
Гильгамешу. Мать, как мудрая женщина разгадывает сон Гильгамеша, но Гильгамеш,
пользуясь хитрыми приемами, делает Энкиду своим другом. Он овладевает реакцией
бессознательного: хитростью и настойчивостью преследует своего противника, в
результате они становятся друзьями и могут действовать вместе. Но приключения
только разворачиваются.
В самом начале совместных предприятий Энкиду видит мрачный сон - подземное
царство, где живут мертвые; а в это время Гильгамеш готовится к серьезному и
опасному делу. Как и подобает героям, вместе с Энкиду он собирается победить
Хумбабу, ужасное чудовище, которого боги поставили охранять их святилище на
кедровой горе. Хумбаба издавал буреподобный рев, так что всех, кто приближался
к кедровой роще, охватывала слабость. Энкиду выглядел храбрым и очень сильным,
однако нервничал по поводу всего мероприятия. Его угнетали дурные сны, к
которым относился со вниманием; сходным образом, как и подавленный человек в
нас самих, над которым мы смеемся, когда эта подавленная часть нашего „Я"
проявляет суеверность определенных дат и т. п.; подавленный человек, тем не
менее, продолжает нервничать по поводу определенных вещей. Энкиду очень
|
|