Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: К.Г.Юнг - ТАВИСТОКСКИЕ ЛЕКЦИИ. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-
 
по-видимому, краб не знал дороги. Левая сторона - неудачная, зловещая, 
угрожающая. Она неблагоприятна. Правая сторона неблагоприятна для чудовища, 
потому что во время этого перемещения его настигает прут и убивает. Теперь о 
позиции в углу между движениями. Сновидец понял ее как попытку инцеста и 
сказал: „Фактически я чувствовал себя в окружении с любой стороны и ощущал 
миссию героя, который собирается сразить чудовище". Таким образом, он 
реализовал мотив героя. 
В отличие от мифического героя он сразил чудовище не оружием, а железным прутом.
 Он сказал: „Судя по результату, мне показалось, что это магический прут". 
Определенно он расправился с крабом магическим образом. Прут - другой 
мифологический символ. Часто он содержит сексуальную аллюзию, а сексуальная 
магия - это средство защиты от опасности. Прут есть инструмент, а инструменты в 
снах означают то, чем в действительности являются, - средствами, которыми 
человек конкретизирует свое желание. К примеру, нож выражает желание резать; 
когда я пользуюсь копьем, то удлиняю свою руку; с помощью ружья можно 
проецировать влияние своего действия на большое расстояние; с помощью телескопа 
то же самое происходит и для зрения. Инструмент есть механизм, который 
представляет мое желание, мою способность и умение. Инструменты в снах 
символизируют аналогичный психологический механизм. Инструмент сновидца - 
магический прут. Он использует волшебную штуку. чтобы изгнать чудище, т. е. 
свою нервную систему, заведующую чувственной сферой. 
Что же это означает в действительности? Как думает пациент, опасности нет. Так 
часто и делают. Надо хорошо подумать, что чего-то нет и этого не будет. Как 
ведут себя люди, состоящие только из головы? Они используют свой интеллект, 
чтобы считать многие вещи несуществующими; они убеждают их исчезнуть. Говорят: 
„Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда". Так поступил и 
мой сновидец. Он просто устранил чудище. „Краба-ящерицы нет: нет 
противоположного желания, - я избавлюсь от него, подумав, что его нет". 
После этого я высказал ему свое мнение по поводу ситуации. „Лучший способ, - 
сказал я ему, - разобраться со снами, это представить себе, что ты малое дитя и 
прийти к двухмиллион-летнему старику или старухе с вопросом: „А что вы думаете 
об этом и обо мне?" И он (она) вам скажет: „У вас есть амбициозный план, и это 
глупо, поскольку вы идете против своих же собственных инстинктов. Ваши же 
собственные ограниченные возможности блокируют вам путь. Вы желаете отменить 
препятствия магией вашего мышления. Вы верите, что искусством интеллекта можно 
их преодолеть, но проблема весьма иррационального характера". При этом я 
добавил: „Ваши сны содержат предостережения. Вы ведете себя точно так же, как 
машинист или швейцарский авангард, бросившийся на врага без поддержки основных 
сил, и если вы и дальше будете поступать так же, то вас ждет катастрофа". Он 
был уверен, что такая точка зрения слишком серьезна и не имеет основания. Он 
настаивал на инцестуозной основе сновидения, на освобождающем осознании этого, 
и посчитал, что теперь он может отправляться в Лейпциг. Я пожелал ему 
счастливого пути. Через три месяца он потерял работу, положение и исчез в 
неизвестном направлении. Таков был конец. Он бежал от фатальной опасности, 
исходящей от краба-ящерицы, но не понял предупреждения. Мне бы не хотелось 
делать вас пессимистами. Все же есть люди, которые делают разумные выводы из 
своих снов, что помогает им благоприятным образом решать свои проблемы. 
ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ 
Интерпретация глубокого сна на примере, рассмотренном нами выше, никогда не 
будет исчерпывающей, если останется в области личностной сферы. Подобные сны 
содержат архетипические образы, и это означает, что психологическая ситуация 
сновидца выходит за пределы личностного слоя бессознательного. Его проблема в 
дальнейшем уже не только частное дело, но в известном смысле проблема 
общечеловеческая. Символ чудовища как раз и указывает на это. Он демонстрирует 
миф о герое, и дальнейшая связь со сражением у лечебницы св. Якова также 
представляет общий интерес. 
Способность рассматривать ситуацию с общей точки зрения обладает в клиническом 
смысле огромной терапевтической силой. Современная терапия не очень-то 
осведомлена об этом, но древней медицине было хорошо известно, что возведение 
индивидуальной болезни на общий, более высший и безличный уровень несет 
значительный лечебный эффект. В Древнем Египте, например, к человеку, 
укушенному змеей, сразу же звали жреца-лекаря, и тот брал с собой из библиотеки 
храма манускрипт с мифом о Боге Ра и о его матери Изиде. Совершался процесс 
лечебной декламации в присутствии укушенного больного. Изида произвела 
ядовитого червя и упрятала его в песок, бог Ра наступил на змею, и та его 
укусила. Бог Ра стал страдать от ужасной боли и находился под угрозой смерти. 
Тогда боги настояли на том, чтобы Изида прочла заклинание, которое вытянуло бы 
яд из тела. Суть идеи проста - пациент под впечатлением услышанного может и в 
самом деле вылечиться. ("И Изида, великий мастер чародейства, произнесла: 
„Струись яд и выходи из Ра... Я совершила таинодействие и теперь яд прольется 
на землю, ибо он послушен мне... Ра будет жить, а яду суждено умереть, ибо если 
яд жив, то умрет Ра". И сходным образом конкретный человек, сын конкретного 
человека будет жить, а яд, попавший в его тело умрет". (Е. A. Wallis Budge. 
Египетская литература. Т. 1. С. 55).) Для нас с вами это представляется 
совершенно невозможным. Трудно вообразить, что, читая сказки братьев Гримм, 
можно вылечиться от тифозной лихорадки или воспаления легких. Но даже с нами 
могут происходить определенные чудеса: иногда простое утешение, сочувствие или 
психическое воздействие сами по себе могут вылечить или по крайней мере помочь 
в лечении. 
Если архетипическая ситуация, подразумевающая болезнь, была выбрана верно, то 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-