|
Осириса представляет превосходный пример этого. Сначала лишь Фараон
преображается в бога, так как лишь он один "имеет Осириса", но позднее своего
Осириса "приобретают" также члены знатных семей, и наконец все венчает
христианская идея, что каждый имеет бессмертную душу. В христианстве этот
процесс идет дальше, когда внешний бог или Христос становится внутренним
Христом каждого верующего, оставаясь одним и в то же время обитая во многих.
Эту истину предвосхитила психология тотемизма: многих тотемных животных убивают
и съедают во время культовых пиршеств, и все же мыслится, что едят од но
тотемное животное, так же как есть лишь один ребенок-Христос и один Санта-Клаус.
В мистериях индивид подлежит непрямой трансформации через участие в судьбе Бога.
Опыт непрямого преображения есть также в христианской Церкви, когда там нечто
представляется или рассказывается. Первая форма - dromenon - широко
распространенный ритуал католической церкви; вторая форма - чтение "Слова" или
Евангелия - практикуется в протестантизме
Магические процедуры.
Дальнейшие формы трансформации достигаются путем ритуала, используемого
непосредственно для этой цели. Не участие в ритуале приносит опыт трансформации,
а ритуал используется для того, чтобы выразить цель достижения трансформации.
Он становится разновидностью техники, которой индивид себя подчиняет. Например,
человек заболел и, следовательно, нуждается в "обновлении". Это обновление
должно прийти извне, и, чтобы достичь этого, он пролезает в отверстие в стене у
изголовья кровати, где он лежал, когда был болен, и тогда его считают
переродившимся. Или он получает другое имя и, значит, другую душу, и тогда злые
духи его не узнают; или ему нужно пройти через символическую смерть; или, как
гротеск, его протаскивают сквозь сделанную из кожи корову, которая его пожрала;
или он подлежит крещению и чудесно преображается в полубожественное существо с
новым характером и видоизмененной метафизической судьбой.
Технические трансформации.
Кроме использования ритуалов в магическом смысле, есть другие специальные
техники, в которых, в дополнение к благодати, предполагаемой ритуалом,
требуется личное стремление посвящаемого к намеченной цели. Это опыт
трансформации, достигаемый техническими средствами. В эту категорию входят
упражнения, известные на Востоке как йога и на Западе как exercitia spiritualia
( духовные упражнения). Эти упражнения представляют заранее предписанные особые
техники, которые ведут к достижению определенных психических эффектов или по
меньшей мере облегчают это достижение. Это справедливо и для восточной йоги, и
для методов Запада [15] . Это технические процедуры в полном смысле этого слова
- проработка изначально естественных процессов трансформации. Природные, или
спонтанные, трансформации, которые происходили ранее, до того как появились
исторические примеры, которым можно следовать, таким образом, замещаются
техниками, предназначенными вызвать трансформацию, имитируя одну и ту же
последовательность событий. Я попытаюсь объяснить, как могли возникнуть такие
техники, на примере сказки.
Жил однажды странный старик, и жил он в пещере, чтобы отдохнуть от шума деревни.
Его считали колдуном, и оттого он имел учеников, которые надеялись обучиться у
него искусству колдовства. Но сам он не помышлял ни о чем подобном. Он только
стремился знать то, чего он не знал, но что, как он чувствовал, происходило
всегда. Размышляя подолгу о том, что не поддается созерцанию, он не нашел иного
способа преодолеть свои затруднения, как взять кусок красного мела и нарисовать
на стене всевозможные виды диаграмм, чтобы определить, на что больше похоже то,
чего он не знает. После многих попыток он остановился на круге. "Это так, -
почувствовал он. - А теперь впишем в него квадрат!" - И стало еще более похоже.
Его ученики были любопытны; но они смогли понять только, что старик близок к
чему-то, и они отдали бы все, чтобы знать, что он делает. Но когда они спросили
его об этом, он не ответил им. Тогда они увидели рисунки на стене и сказали:
"Вот оно!" - и стали рисовать диаграммы. Но, поступая так, они перевернули весь
процесс с ног на голову, сами того не заметив: они предвосхитили результат в
надежде повторить процесс, который привел к этому результату. Так было когда-то,
так происходит и по сей день.
Естественная трансформация (индивидуация).
Как я уже указывал, кроме технических процессов трансформации, есть также
естественные. Все идеи перерождения проистекают из этого факта. Сама природа
требует смерти и перерождения. Как сказал алхимик Демокритус: "Природа радуется
природе, природа покоряет природу, природа властвует над природой". Существуют
естественные процессы трансформации, которые просто происходят с нами, хотим мы
этого или нет, знаем мы о них или не знаем. Эти процессы оказывают на душу
значительное влияние, которое достаточно значимо само по себе, чтобы заставить
любого мыслящего человека спросить себя, что же с ним происходит. Подобно
старику в сказке, он рисует мандалы и ищет укрытия в защитном круге; в смятении
и тоске от своей добровольной тюрьмы, в которой он нашел убежище, он
преображается в существо, близкое к богам. Мандалы - это места рождения, сосуды
рождения в самом буквальном смысле, цветы Лотоса, в которых появляется Будда.
Сидя в позе Лотоса, йог преображается в бессмертное существо.
Процессы естественной трансформации проявляются главным образом в снах. В
"Психологии и алхимии" я представил серию символов снов процесса индивидуации.
Все сны без исключения являют символизм перерождения. В этом особом случае
происходит длительный процесс внутренней трансформации и перерождения в иное
существо. Это другое существо - другая личность в нас самих - крупная личность,
созревающая в нас, которую мы уже встречали как внутреннего друга души. Поэтому
|
|