|
предка. Сегодня мы знаем, что предки занимают очень важное место в психологии
примитивных народов. Не только считается, что духи предков перевоплощаются в
детей, но и делаются попытки "пересадить" их в детей, называя ребенка
соответствующим именем. Также примитивные люди пытаются преобразиться в предков
путем определенных ритуалов. Я упомяну особо австралийскую концепцию
альчеригаминджина [13] - душ предков, наполовину людей и наполовину животных,
олицетворение которых в религиозных ритуалах имело огромное значение в жизни
племени. Идеи такого рода, восходящие к каменному веку, были широко
распространены, как это видно из многочисленных следов, которые можно найти
повсюду. Ничто не мешает этим древним формам опыта проявиться сегодня как
случаи отождествления с душами предков, и думаю, я столкнусь с такими примерами.
Отождествление с группой.
Теперь мы обсудим некоторые формы опыта трансформации, которые я называю
идентификацией с группой. Точнее, это отождествление индивида с людьми, которые,
как группа, имеют коллективный опыт изменения. Эту особую психологическую
ситуацию можно спутать с участием в трансформационном ритуале, который никак не
зависит от отождествления с группой. Групповая и личная трансформация - это две
принципиально разные вещи. Если значительная группа людей объединена и
отличается от другой особым настроем ума, ее трансформация имеет только
отдаленное сходство с опытом индивидуальной трансформации. Групповой опыт
располагается на более низком уровне сознания, чем индивидуальный. Это
происходит из-за того, что, когда много людей собираются вместе под флагом
общей эмоции, общая душа, возникающая в группе, оказывается ниже уровня
индивидуальной души. Если это очень большая группа, коллективная душа более
подобна душе животного, и в этом причина того, что нравственность больших
организаций всегда сомнительна. Психология толпы неизбежно опускается до уровня
психологии черни[14] . Следовательно, если у меня есть так называемый
коллективный опыт как у члена группы, он находится на более низком уровне
сознания, чем мой личный опыт. Вот почему групповой опыт встречается гораздо
чаще, чем индивидуальное ощущение трансформации. Его проще достичь, поскольку
собрание и объединение многих людей обладает великой силой внушения. Индивид в
толпе легко становится жертвой своей внушаемости. Достаточно чему-нибудь
произойти, мгновенно предположение подхватывается всей толпой, и мы тоже
поддерживаем его, даже если оно аморально. В толпе никто не чувствует
ответственности, но также и страха.
Таким образом, идентификация с группой - это простой и легкий путь, но
групповой опыт идет глубже уровня ума человека в этом состоянии. В вас
происходят изменения, но они непродолжительны. Напротив, вы должны долго
прибегать к помощи массового опьянения, чтобы укрепить вашу веру в него. Но как
только вы отдаляетесь от толпы, вы становитесь совершенно другой личностью, не
способной воспроизвести предыдущее состояние ума. Масса поглощена скрытой
вовлеченностью, которая является не чем иным, как бессознательным
отождествлением. Предположим, вы пошли в театр: взгляд встречает взгляд; все
смотрят друг на друга, и таким образом все присутствующие оказываются опутаны
невидимой паутиной бессознательных взаимоотношений. В такой ситуации человек
буквально чувствует, как его касается волна отождествления с другими. Это может
быть приятным чувством - одной овцы между десятью тысячами! И если я чувствую
толпу как великую и прекрасную единицу, я сам являюсь героем, возвышающимся
вместе с группой. Когда же я снова становлюсь собой, я обнаруживаю, что я -
гражданин такой-то, что живу я на такой-то улице, на третьем этаже. Я также
нахожу, что все было очень приятно, и надеюсь, что завтра будет так же, чтобы я
мог ощутить себя целой нацией, что гораздо лучше, чем быть всего только жалким
гражданином Икс. Так как это наиболее легкий и удобный способ поднять личность
до более высокого уровня, человечество всегда формировало группы, которые
делали возможной коллективную трансформацию - даже экстатическую. Регрессивное
отождествление с низкими и более примитивными состояниями сознания неизбежно
сопровождается возросшим чувством жизненности; отсюда быстрый эффект
регрессивной идентификации с полуживотными предками каменного века.
Неизбежная психологическая регрессия внутри группы частично компенсируется
ритуалами, то есть культурными церемониями, которые ставят в центр групповой
активности торжественное представление какого-нибудь священного события, что
предотвращает впадение толпы в бессознательную инстинктивность. Поглощая
внимание и интерес индивида, ритуалы делают возможным для него овладение
сравнительно личным опытом даже в группе и таким образом сохранение
сознательности. Но если нет отношения к центру, который олицетворяет
бессознательное через свой символизм, массовая душа неизбежно становится
гипнотическим фокусом притяжения, увлекая всякого своими чарами. Поэтому масса
- всегда благотворная почва для психических эпидемий, и события. Германии -
классический пример этого
Отождествление с культурным героем.
Другая важная идентификация, приносящая опыт трансформации,- это отождествление
с богом или героем, который трансформируется в священном ритуале. Много
культовых церемоний направлено на эту идентификацию, примером чего являются
метаморфозы Апулея. Посвящаемый, обычный человек, избирается на роль Гелиоса;
он увенчивается короной из пальмовых листьев и одевается в священную мантию, в
то время как толпа воздает ему почести. Настрой окружающих людей приносит ему
ощущение отождествления с богом. Равноправно участвует и собрание: это не
апофеоз посвящаемого, но священнодействие, и затем, в течение долгого периода
времени, психические изменения постепенно происходят во всех участниках. Культ
|
|