|
какое только мог.
Сам Христос является совершенным символом скрытого бессмертия внутри смертного
человека[6]. Изначально эту проблему символизирует дуализм близнецов, таких,
как Диоскуры, один из которых смертен, другой - бессмертен. Индийскую аналогию
этому мы находим в образе двух друзей:
На одном дереве сидят две птицы,
Два друга, навечно связанные между собой:
Одна наслаждается зрелым плодом,
Другая смотрит, но не ест.
На таком же дереве притаился мой дух,
Обманутый своей беспомощностью,
С радостью видя, как велик Господь,
Он обретает сладкое освобождение от своей печалит[7].
Другая значимая параллель - исламская легенда о встрече Моисея и Кхидра (18-я
сура Корана), к которой я вернусь позднее. Естественно, трансформации личности
в широком смысле не встречается только в форме таких высоких ощущений. Нет
недостатка в более тривиальных примерах, список которых может быть легко
дополнен историями болезней невротиков. Действительно, любой случай, где
признание более великой личности будто бы прорывает железное кольцо вокруг
сердца, можно включить в эту категорию[8].
Изменение внутренней структуры
Здесь мы переходим к изменениям личности, которые не подразумевают ни
увеличения, ни уменьшения, а касаются только структуры. Одна из наиболее важных
форм - это феномен навязчивости: некоторое содержание, идея или часть личности
получает власть над индивидом по той или иной причине. Навязчивое содержание
проявляется как специфические убеждения, идиосинкразии, абсурдные планы и т.д.
Как правило, они недоступны коррекции. Если кто-то хочет попытаться это сделать,
он должен быть очень хорошим другом такого человека, многое прощать ему. Я не
готов четко разграничить навязчивость и паранойю. Навязчивость можно определить
как отождествление личности со своим комплексом.
Обычный пример этого - отождествление с персоной, которая является системой
приспособляемости индивида к миру. Например, любое призвание или профессия
имеет соответствующую персону. Сегодня легко изучать такие вещи, когда
фотографии общественных деятелей так часто появляются в печати. Общество
приписывает им определенный тип поведения, и профессионалы должны
соответствовать ожиданиям. Опасность лишь в том, что они отождествляются со
своими персонами, профессор со своим учебником, а тенор со своим голосом. Тогда
происходит потеря: человек живет лишь на заднем плане своей собственной
биографии, словно кто-то все время записывает: "Он пошел туда-то и туда-то и
сказал то-то и то-то". Покров Деяниры срастается с его кожей, и требуется
отчаянная решимость, подобная усилиям Геракла, если он хочет сорвать эту
рубашку Нессуса со своего тела и ступить в огонь бессмертия, чтобы стать тем,
кто он есть в действительности. С небольшим преувеличением мы можем сказать,
что персона - это то, чем в реальности человек не является, но чем он считает
себя и чем считают его другие" [9] . В любом случае стремление быть тем, чем
человек кажется, велико, так как за персону обычно платят наличными.
Есть и другие факторы, которые образуют навязчивость индивида, и один из
наиболее важных - это так называемая "нижняя" функция. Здесь нет места для
детального рассмотрения этого вопроса[10] , я лишь укажу, что нижняя функция
идентична темной стороне личности человека. Сумерки, присущие каждой личности,
- это дверь в бессознательное и дорога в сны, откуда две смутные фигуры, Тень и
Анима, вступают в наши ночные видения или, оставаясь невидимыми, овладевают
дневным сознанием. Человек, которым владеет Тень, всегда стоит на своем
собственном пути и попадает в свои собственные сети. Везде, где только возможно,
он производит на других неблагоприятное впечатление. Удача всегда обходит его
стороной, потому что он живет ниже собственного уровня и в лучшем случае
достигает лишь того, что ему не подходит. И если для него нет лестницы, по
которой он мог бы подняться, он изобретает ее для себя и верит, что сделал
что-то полезное.
Одержимость Анимой или Анимусом являет иную картину. Прежде всего, такая
трансформация личности усиливает те черты, которые характерны для
противоположного пола: в мужчине это женские черты, а в женщине - мужские. В
навязчивом состоянии обе фигуры теряют свой шарм и свою ценность; они сохраняют
их, только когда обращены не к миру, а вовнутрь, когда являются мостами к
бессознательному. Обращенная к миру Анима непостоянна, капризна, мрачна,
бесконтрольна и чисто эмоциональна, иногда наделена демонической интуицией,
беспощадна, хитра, неверна, злобна, двулика и скрытна [11] . Анимус упрям,
держится за принципы и формальный закон, догматичен, стремится к преобразованию
мира, теоретизированию, спорам и господству [12] . Оба имеют дурной вкус: Анима
окружает себя низкими людьми, а Анимус идет на поводу у второсортных идей.
Другая форма структурной перестройки касается некоторых непривычных наблюдений,
о которых я скажу лишь вкратце. Я сошлюсь на состояния навязчивости, в которых
она вызывается тем, к чему подходит название "души предка", под которой я
подразумеваю душу конкретного предшественника. На практике такие случаи могут
рассматриваться как поразительные примеры отождествления с умершими людьми.
Естественно, феномен отождествления встречается только после смерти "предка".
Мое внимание к этой возможности впервые привлекла запутанная, но интересная
книга Леона Доде "L'Heredo" ("Наследственность"). Доде предполагает, что в
структуре личности есть элементы предшественников, которые при определенных
условиях могут проявиться. Индивид таким образом неожиданно входит в роль
|
|