Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: К.Г.Юнг - О ПЕРЕРОЖДЕНИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 13
 <<-
 
наиболее эстетическую форму быта надо отличать от тех, которые, несомненно, 
влекут за собой изменение натуры человека. 
СУБЪЕКТИВНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
Трансформация личности никоим образом не является редкостью. Действительно, они 
играют значительную роль в психопатологии, хотя отличаются от уже перечисленных 
мистических опытов, которые не так легко доступны для психологического 
исследования. Феномены, которые мы сейчас рассмотрим, принадлежат к сфере, 
близкой психологии.
Сужение личности.
Пример такого изменения личности - то, что известно в примитивной психологии 
как "потеря души" Особое состояние, понимаемое под этим определением, ассоц 
иируется у примитивных людей с предположеннием, что душа ушла, подобно собаке, 
которая по ночам убегает о т своего х озяин а погулять. И потому задача 
целителя - вернуть беглянку обратно. Часто эта потеря бывает внезапной и 
проявляется в виде тяжелой болезни. Такое понимание тесно связано с природой 
примитивного сознания, которому несвойственно твёрдое постоянство разума, прису 
щ ее нам. Мы можем контролировать желания, что не может примитивный человек. 
Ему требуется длительное обучение, чтобы заняться какой-либо сознательной 
деятельность ю, п одчиненной цели, которая не является чисто эмоциональной или 
инстинктивной. Наше сознание более независимо и со хранено в этом отношении, но 
неожиданно нечто подобное может случиться и с цивилизованным человеком, только 
он называет это не "потерей души, а понижением ментального уровня" (термин 
Дженета, подходящий для этого явления)[3]. Это понижение напряжённости сознания,
 которое можно сравнить с понижением атмосферного давления, предвещающего 
плохую погоду Тонус падает , и субъективно это ощущается как апатия мрачность и 
Депрессия. Человек более не находит в себе мужества решать повседневные 
проблемы. Он чувствует себя как свинцом налитым, так как тело не хочет 
двигаться из-за того, что не располагает свободной энергией [4]. Это хорошо 
известное явление соответствует "потере души" у примитивных людей. Апатия и 
паралич воли настолько сильны, что вся личность, так сказать, исчезает и 
сознание теряет свое единство: отдельные части личности становятся независимы и 
уходят из-под контроля разума, как в наркологии или в случае систематической 
амнезии. Последнее хорошо известно как истерическое явление "потери функций". 
Этот медицинский термин аналогичен "потере души" у примитивных народов. 
Понижение ментального уровня может быть результатом физической и ментальной 
усталости, телесной болезни, страстных эмоций или шока, причем последний 
разрушает веру в себя. Это понижение всегда имеет ограничивающее влияние 
наличность. Оно ослабляет уверенность в себя и инициативность и в результате 
возрастающего эгоцентризма сужает интеллектуальные горизонты. В конце концов 
оно может привести к развитию негативных качеств, что подразумевает искажение 
первоначальной личности.
Расширение личности.
Личность редко вначале является тем, чем становится потом. Поэтому существует 
возможность ее расширения, во всяком случае в первой половине жизни. Это 
расширение может быть вызвано извне, новым жизненным содержанием, которое 
личность вбирает в себя. В этом случае может наблюдаться значительный рост 
личности. Поэтому существует тенденция считать этот рост результатом только 
внешних воздействий, что подтверждает предрассудок: человек становится 
личностью, только вобрав в себя так много внешнего опыта, как только возможно. 
Но чем более упорно мы следуем этому рецепту и чем более упрямо верим, что 
стимулы роста исходят снаружи, тем беднее становится наша внутренняя жизнь. 
Поэтому, если какая-то великая идея пришла к нам извне, мы должны понять, что 
она захватила нас только потому, что что-то внутри нас отвечает ей и идет ей 
навстречу. Богатство ума состоит в ментальной восприимчивости, а не в 
накоплении интеллектуального багажа. То, что приходит снаружи, и то, что 
подымается изнутри, может стать нашим собственным, только если есть внутренняя 
полнота, адекватная поступающему содержанию. Реальный рост личности 
предполагает осознавание расширения, источник которого внутри. Без психической 
глубины мы никогда не могли бы адекватно оценить величину объекта. Потому можно 
с уверенностью сказать, что человек растёт по мере увеличения своей задачи. Но 
он должен иметь внутри себя способность к росту; иначе даже самая сложная 
задача не принесёт ему пользы. Вероятнее всего, она разрушит его.
Классический пример расширения - столкновение Ницше с Заратустрой, который 
сделал из критика и создателя афоризмов трагического поэта и пророка. Другой 
пример - апостол Павел, который по пути в Дамаск неожиданно встретил Христа. 
Хотя возможно, что Христос апостола Павла не мог бы возникнуть без 
исторического Христа, видение Христа у Павла было связано не с историческим 
Христом, но с глубинами его бессознательного.
Когда достигается вершина жизни, когда бутон распускается и из малого рождается 
великое, тогда, как говорит Ницше, "один становится двумя" и более великая 
фигура, которая всегда существовала, но оставалась невидимой, с силой 
раскрывается в личности меньшего масштаба. Тот, кто в действительности 
безнадёжно мал, всегда провоцирует раскрытие большего, великого в той же мере, 
в какой сам он мал, не понимая, что пришёл день суда над его ничтожностью. Но 
человек, который внутренне велик, узнает, когда наконец приходит долгожданный 
бессмертный друг его души, "чтобы пленить плен" (Ефес 4:8), то есть уловить 
того, узником которого является этот бессмертный, и заставить свою жизнь 
влиться в более великую жизнь, - момент страшнейшей потери! Пророческое видение 
канатного танцора[5] раскрывает ужасную опасность, заключенную в подобном 
отношении к событию, которому апостол Павел дал самое возвышенное название, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 13
 <<-