|
этот процесс в целом имеет место вне сферы сознания и излагается в форме тайной
легенды о друге или паре друзей и их поступках. Поэтому в ней присутствуют
намеки и отсутствует логическая последовательность. Тем не менее легенда
раскрывает неявный архетип трансформации так замечательно, что полностью
удовлетворяет религиозный эрос арабов. Поэтому фигура Кхидра играет столь
важную роль в мистицизме ислама.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] См.: Самьютта-Никайя, чю II : Нидана, разд. 150
[2] Ницше Ф. Так говорил Заратустра, с.315.
[3] Janet. Les Neuroses, p . 358.
[4] Явление ганы, описанное Кайзерлингом ("Южно-африканские медитации", с. 16
1), подходит под эту категорию.
[5] "Твоя душа будет мертва ещё раньше, чем тело" (Ницше Ф, Так говорил
Заратустра), с. 74
[6] См.: Юнг К.Г. "Психологический подход к догме Троицы"
[7] Светашватара Упанишад 4:6.
[8] Я рассмотрел один такой случай расширения личности в своей диссертации "О
психологии и патологии так называемых оккультных феноменов"
[9] В связи с этим полезно почитать "Мудрость жизни: афоризмы" Шопенгауэра
[10] Подробно эта функция рассмотрена во II главе "Психологических типов".
[11] Смотри описание Анимы в "Dendrologiae libri duo" Альдровандуса (1668, р. 1
1): "Она была очень мягка и очень жестока одновременно, и хотя две тысячи лет
она выставляла на обозрение свои непостоянные взгляды, подобно Протею, она
околдовала любовью Люция Агато Прискуса, а потом и жителей Болоньи постоянными
вздохами и печалями, которые, несомненно, были порождены из Хаоса или того, что
Платон называл " Агафонийским смешением"". Подобное описание есть у Фьерца
Давида в "Сне Полифила", с. 189 и далее.
[12] См.: Юнг Э. "О природе Анимуса".
[13] Леви-Брюлль. "Примитивная мифология".
[14] Ле Бон. "Толпа".
[15] См.: Юнг К.Г. "Психология восточной медитации".
[16] I zquierdo, Pratica di alcuni Esercitii spiritual di S.Ignatio (Rome, 1686,
p.7): "Эта беседа... заключается ни в чем ином, как в том, чтобы говорить и
находиться в непосредственной связи с Христом".
[17] В "Ежедневных беседах с доктором Пифолем". ( Прим. перев .)
[18] Псевдо-Аристотель, цитата из "Философского розариума", 1550 , том Q.
[19] Ars chemica, 1556; см. "Психология и алхимия".
[20] Bibliography chemicum , I, p. 43. См. также прекрасную молитву
Астрампсихоза, начинающуюся словами: "Приди ко мне, бог Гермес" и
заканчивающуюся "Я - это ты, и ты - это я" (Reitzenstein, Poimandres, р. 21).
[21] Камень и его трансформации олицетворяются:
1) как возрождение философского человека, второго Адама (Artis auriferae, 1593,
I, p. 195),
2) как человеческая душа (Вертеле. Химия средних веков, II 1, с. 150);
3) как существо выше и ниже человека: "Этот камень ниже тебя, как послушание,
над тобой, как господство, внутри тебя, как знание, и вне тебя, как равенство"
("Rosinus ad Sarrantam", Artis auriferae, I, p. 310);
4) как жизнь: "Кровь - это душа, а душа - это жизнь, и жизнь - это наш камень"
("TractatusAristotelius", там же, с.398);
5) как воскрешение мертвых (там же, с. 347);
6) как Дева Мария ("Об искусстве химии", там же, с. 582);
7) как сам человек: "Твоим искусством он рождается... он происходит из тебя...
и нераздельно остается с тобой" ("Rosinus ad Sarrantam", там же, 1, с.31 1).
[22] Climont. Textes et monuments figures relatifaux mysteres de Mithra, II.
[23] Matthews. The Mountain Chants: Stevenson. Ceremonial of Hasjelti Deiljis
[24] Изложение тайного учения, скрытого в этом трактате, можно найти в моей
работе "Парацельс как духовный феномен".
[25] Разные версии этой легенды говорят о семи или даже восьми учениках; или о
трех, пяти или семи спящих и одной собаке. Очевидно, собака тоже принимается в
расчет. Это пример соотношения между семью и восемью, о котором я говорил в
"Психологии и религии". Там я указывал на это в связи с появлением Мефистофеля,
который, как мы знаем, материализовался как черный пудель. В случае трех и
четырех четвертый - Дьявол, или женский принцип, или высший уровень Божьей
Матери. Мы встречаемся с той же двусмысленностью в египетской нонаде - пантеоне
богов.
Легенда о Кхидре соотносится с легендой о преследовании христиан при Децие.
Сцена в Эфесе, где святой Иоанн оставлен спящим, но не убитым. Семеро спящих
пробуждаются в царствование Феодосия II (408-450), значит, они проспали почти
200 лет.
[26] Семь - число духов планет древних
[27] Послушание закону, с одной стороны, и свобода возродившихся "детей Бога",
с другой, рассматриваются в посланиях апостола Павла. Он делает различие не
только между двумя классами людей, которые разделены большим или меньшим
развитием сознания, но также между высшим и низшим человеком в одном индивиде.
Sarcicos ( телесный человек) вечно остается подвластен закону, лишь pneumaticos
( духовный человек) способен возродиться к свободе. Это соотносится с тем, что
кажется неразрешимым парадоксом: Церковь требует абсолютного послушания и в то
же время провозглашает свободу от закона. Таким образом, в текстах Корана
легенда относится лишь к pneumaticos'y и обещает возрождение ему. Но тот, кто,
|
|