|
говорила по французски. Имя Эрисипей было ей совершенно неизвестно, что не
удивительно, поскольку она была незнакома с античными авторами. Мы жили в
городах, находящихся на расстоянии 80-ти км. друг от друга, и не общались в
течение целого месяца. Примечательно, что в ее варианте имя тоже было написано
с ошибкой, которая была сделана в том же месте, с той лишь разницей, что я
вместо "се" поставил "ка", а ее бессознательное поставило "си"*. Я могу только
предположить, что она бессознательно "прочитала" не мою ошибку, а текст, в
котором имела место транслитерация имени Эрисепеи, а моя ошибка просто сбила ее
с толку.
855 Синхронистические события покоятся на одновременном существовании двух
разных психических состояний. Одно из них является нормальным, вероятным
состоянием (то есть таким, которому можно дать причинное объяснение), а другое,
критическое ощущение, причинно никак не связано с первым. В случае с внезапной
смертью критическое ощущение не может быть немедленно признано "экстрасенсорным
восприятием"; оно может быть названо таковым только впоследствии. Но даже в
случае со "скарабеем", непосредственно ощущаемым является психическое состояние
или психический образ, который отличается от образа из сновидения только тем,
что в его реальности можно убедиться немедленно. В случае со стаей птиц женщина
находилась в состоянии неосознанного возбуждения или страха, который для меня
был вполне осознанным и заставил меня послать пациента к кардиологу. Во всех
этих случаях, будь-то пространственного, будь-то временного ЭСВ, мы
обнаруживаем одновременность нормального или обычного состояния с другим
состоянием или ощущением, которое причинно не связано с первым, и объективное
существование которого может быть подтверждено только впоследствии. Это
определение следует помнить особенно тогда, когда речь идет о будущих событиях.
Они явно не синхронные, а синхронистические, поскольку они ощущаются как
психические образы в настоящем времени, как будто объективное событие уже
существует. Неожиданно содержимое, которое прямо или косвенно связано с
каким-то объективным внешним событием, совпадает с обычным психическим
состоянием: это и есть то, что я называю синхронистичностью, и я утверждаю, что
мы имеем дело с одной и той же категорией событий, вне зависимости от того,
будет ли проявляться их объективность раздельно от моего сознания в
пространстве или во времени. Эта точка зрения подтверждается результатами Рейна,
на которые не влияли изменения ни пространства, ни времени. Пространство и
время, концептуальные координаты тела в движении, вероятно, являются по сути
адекватными (поэтому мы и говорим о длинном или коротком "временном
пространстве"), а Филон Иудейский много веков тому назад сказал, что
"продолжением небесного движения является время".45 "Синхронистичность в
пространстве с таким же успехом может пониматься, как восприятие во времени,
однако примечательно то, что "синхронистичность" во времени нелегко понять в
качестве пространственной, потому что мы не можем себе представить какое-либо
пространство, в котором объективно присутствуют будущие события, которые могут
ощущаться как таковые, посредством уменьшения этого пространственного
расстояния. Но поскольку опыт показал, что при определенных условиях
пространство и время могут быть сведены почти что к нулю, то причинность
исчезает вместе с ними, поскольку причинность связана с существованием
пространства и времени, а также с физическими изменениями, и заключается, в
принципе, в последовательности причины и следствия. Поэтому синхронистические
феномены, в принципе, не могут быть связаны ни с какими концепциями причинности.
Стало быть, взаимосвязь "совпадающих по смыслу факторов" обязательно должна
восприниматься, как акаузальная.
856 Желая отыскать доказуемую причину, мы очень даже склонны поддаться
искушению заменить ее "трансцендентальной причиной". Но "причиной" может быть
только величина, которую можно "продемонстрировать". "Трансцендентальный" и
"причина" - это несовместимые понятия, ибо ничто трансцендентальное по
определению не может быть доказуемо или "продемонстрировано". Если мы не хотим
подвергнуть риску гипотезу аказуальности, тогда у нас нет альтернативы, кроме
как объяснить синхронистические феномены простой случайностью, что противоречит
результатам эксприментов Рейна по ЭСВ и другим хорошо подтвержденным фактам из
парапсихо-логической литературы. Или мы скатываемся в рассуждения, о которых я
говорил выше, и должны подвергнуть критике наши основные принципы объяснения,
сказав, что время и пространство являются постоянными в любой данной системе
только тогда, когда они измеряются без учета психического состояния. Это
регулярно и происходит во время научных экспериментов. Но когда событие
наблюдается без экспериментальных ограничений, на наблюдателя легко может
оказать воздействие эмоциональное состояние, которое изменяет пространство и
время путем "сжатия". Каждое эмоциональное состояние вносит в сознание
изменения, которые Жане назвал abaisse-ment du niveau mental; то есть имеет
место определенное сужение сознания и соответствующее усиление бессознательного,
что, особенно в случаях сильного аффекта, заметно даже дилетантам. Тонус
бессознательного повышается, в результате возникновения градиента
бессознательное течет в сознание. Сознание оказывается под воздействием
инстинктивных импульсов и содержимого бессознательного. Ими, как правило,
являются комплексы, единственной основой которых является архетип,
"инстинктуальный паттерн". В бессознательном также содержатся подсознательное
восприятие и забытые образы-воспоминания, которые не могут быть воспроизведены
в настоящий момент, и, может быть, не будут воспроизведены никогда. В
содержимом подсознания мы должны различать восприятие, которое я назвал бы
необъяснимым "знанием", или "непосредственностью" психических образов. Если
чувственное восприятие может быть связано с вероятными или возможными
|
|