Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Синхронистичность: акаузальный, связующий принцип
<<-[Весь Текст]
Страница: из 39
 <<-
 
чувственными раздражителями, которые находятся ниже порога сознания, то это 
"знание", или "непосредственность" образов бессознательного либо не имеет 
никакой познаваемой основы, либо мы обнаруживаем, что существуют познаваемые 
причинно-следственные связи с определенным, уже существующим, и зачастую 
архетипическим, содержимым. Но эти образы, вне зависимости от того, 
произрастают они из уже существующей основы или нет, находятся в аналогичной 
или эквивалентной (то есть смысловой) связи с объективными происшествиями, не 
имея познаваемой или хотя бы постижимой причинной связи с ними. Как может 
отдаленное во времени и пространстве событие создать соответствующий 
психический образ, когда передача необходимой для этого энергии вообще не 
укладывается в нашей голове? Тем не менее, каким бы непостижимым это не 
казалось мы, в конце концов, вынуждены предположить, что в бессознательном 
существует что-то вроде априорного знания или "непосредственности" событий, у 
которых отсутствует какая бы то ни было причинная основа. В любом случае, наша 
концепция причинности не годится для объяснения этих фактов.
857 Принимая во внимание сложность ситуации, наверное имеет смысл подвести итог 
приведенным выше аргументам, а сделать это лучше всего можно с помощью примеров.
 Рассказывая об экспериментах Рейна, я высказал предположение, что из-за 
напряженного ожидания или эмоционального состояния "объекта", уже существующий, 
правильный, но находящийся в бессознательном, образ результата дает возможность 
сознанию сделать больше, чем предполагается, точных попаданий. Сновидение со 
скарабеем - это поднимающееся из бессознательного осознанное представление, уже 
существующий образ события, которое произойдет на следующий день, то есть 
рассказа о сновидении и появлении хруща. В бессознательном жены моего 
скончавшегося пациента присутствовало знание того, что смерть уже близка. Стая 
птиц вызвала соответствующие образы-воспоминания и, соответственно, страх. 
Точно так же сновидение моего знакомого, в котором он увидел смерть своего 
друга и которое посетило его почти одновременно с самим происшествием, возникло 
из уже существовавшего в бессознательном знания об этом событии.
858 Во всех этих и других, им подобных, случаях присутствует не поддающееся 
причинному объяснению априорное знание ситуации, которая не может быть познана 
в данное конкретное время. Стало быть, синхронистичность состоит из двух 
факторов: а) Находящийся в бессознательном образ проникает в сознание либо 
непосредственно (то есть, буквально), либо косвенно, в форме сновидения, мысли, 
предчувствия или символа, б) Объективная ситуация совпадает с этим содержимым. 
Как первый, так и второй фактор вызывают недоумение. Каким образом возникает 
образ в бессознательном, и каким образом возникает совпадение? Я очень хорошо 
понимаю, почему люди склонны сомневаться в реальности этих вещей. В данном 
случае, я только задаю вопрос. Далее в этой работе я попытаюсь на него ответить.

859 Что касается роли, которую играет эмоция в протекании синхронистических 
событий, то я должен сказать, что это совсем не новая идея. Она была известна 
уже Авиценне и Альберту Великому. Альберт Великий пишет о магии:
Я обнаружил поучительный рассказ [о магии] в Liber sextus naturalium Авиценны, 
где говорится, что человеческой душе присуща определенная способность46 
изменять вещи, благодаря которой душа подчиняет себе другие вещи, особенно 
когда она испытывает большую любовь или ненависть, или что-то в этом роде.47 
Поэтому, когда душу человека охватывает сильная страсть любого рода, то, и это 
можно доказать экспериментальным путем, она [страсть] подчиняет вещи 
[магическим] образом и изменяет их так, как ей угодно48; в течение долгого 
времени я не верил в это, но после того, как я прочитал книги по колдовству, 
знакам и магии, я обнаружил, что эмоциональность49 человеческой души является 
главной причиной всех этих вещей, то ли потому, что в силу своей большой 
эмоциональности душа изменяет свою плотскую субстанцию и плотскую субстанцию 
желаемых ею вещей, то ли потому, что другие, более низкие вещи склоняются перед 
ее достоинством, то ли потому, что походящий час, или астрологическая ситуация, 
или другая сила совпадают с этой сильной эмоцией, и [в результате] мы верим, 
что это душа совершила то, что, на самом деле, было совершено этой силой.50... 
Любой, кто хочет научиться секретам, как делать и как уничтожать эти вещи, 
должен знать, что любой человек может магически повлиять на любую вещь, если 
его охватит сильная страсть... и он должен совершить это с теми вещами, на 
которые указывает душа, в тот момент, когда страсть охватывает его. Ибо душа в 
это время настолько жаждет сделать это дело, что она сама выхватывает самый 
важный и самый лучший астрологический час, который также, управляет вещами, 
годящимися для этого дела... Стало быть, это душа испытывает более острое 
желание, это она выполняет работу более эффективно, и это ей больше нравится то,
 что получается в результате... Таким вот образом душа производит все, чего 
очень сильно хочет. Все, что душа делает с этой целью, обладает мотивирующей 
силой и действенностью для того, чего душа желает.51
860 Из этого текста ясно следует, что синхронистические ("магические") 
происшествия зависят от эмоций. Естественно, что Альберт Великий в духе своего 
времени объясняет это наличием у души магической спсообности, не задумываясь 
над тем, что психический процесс "подстроен" точно так же, как и совпадающий с 
ним образ, который ожидает внешнего физического процесса. Этот образ рождается 
в бессознательном и потому принадлежит к тем cogitationes quae sunt a nobis 
independentes (размышления которые от нес не зависят), которые, с точки зрения 
Арнольда Гелинка, порождены непосредственно Богом, а не нашим мышлением.52 Гете 
представляет синхронистические события таким же "магическим" образом. Так, в 
своих беседах с Эккерманом, он говорит: "Каждому из нас привущи электрические и 
магнетические силы, которые наподобие настоящего магнита что-то притягивают или 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 39
 <<-