Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Синхронистичность: акаузальный, связующий принцип
<<-[Весь Текст]
Страница: из 39
 <<-
 
приблизительной тождественности его главных объектов (скарабея и хруща); но во 
втором случае, на первый взгляд, кажется, что между смертью и стаей птиц не 
может быть никакой связи. Однако, если вспомнить, что в аду вавилонян души были 
облачены в "одеяние из перьев", и что в Древнем Египте ба, или душа, считалась 
птицей39, то предположение, что в данном случае действовал какой-то 
архетипический символизм, не представляется уж слишком смелым. Если бы это 
событие произошло в сновидении, то его толкование было бы обосновано с помощью 
сравнительного психологического материала. Похоже, что архетипическая основа 
присутствует и в первом случае. С пациенткой было чрезвычайно трудно иметь дело 
и ко времени этого сновидения я не достиг практически никакого прогресса. Я 
должен объяснить, что основной причиной тому был характер пациентки, которая 
была ярым сторонником картезианской философии и настолько упрямо цеплялась за 
свои представления о реальности, что усилия трех врачей - я был третьим - 
разбились об эту стену. Явно требовалось какое-то иррациональное событие, 
создать которое я был не в силах. Уже самого сновидения было достаточно, чтобы, 
пускай незначительно, поколебать рационалистическую установку моей пациентки. 
Но когда "скарабей" на самом деле влетел в окно, ее естество смогло проломить 
броню характера и процесс трансформации по крайней мере сдвинулся с мертвой 
точки. Любое существенное изменение установки означал психическое обновление, 
которое, как правило, сопровождаемое символами нового рождения, возникающими в 
сновидениях и фантазиях пациента. Скарабей является классическим примером 
символа нового рождения. В древнеегипетской "Книге о том, что происходит в 
потустороннем мире" описывается, как. мертвый солнечный бог на десятом привале 
превращается в Кхепри, скарабея, а потом, на двенадцатом привале, забирается в 
лодку, которая уносит обновленного солнечного бога в утреннее небо. Здесь 
единственная трудность заключается в том, что в случае с образованным человеком 
нельзя исключить возможность криптомнезии (хотя моя пациентка ничего не знала 
об этом символе). Но это не меняет того факта, что пасихология постоянно 
сталкивается со случаями, когда возникновение символических параллелей40 не 
может быть объяснено без привлечения гипотезы коллективного бессознательного.
846 Итак, похоже на то, что "смысловые совпадения" - которые следует отличать 
от бессмысленных "случайностных групп"" покоятся на архетипической основе. По 
крайней мере, все случаи из моей практики - а их было немало - обладали 
отличительной чертой. О том, что это значит, я уже говорил выше.42 Хотя любой с 
моим опытом в этой области может распознать их архетипический характер, ему 
будет трудно связать их с психическими условиями в экспериментах Рейна 
поскольку в последних нельзя заметить никакого явного присутствия какого-либо 
архетипического комплекса. И Эмоциональное состояние не является таким, как в 
приведенных мною примерах. Тем не менее, следует помнить, что наилучшие 
результаты были показаны в первых сериях экспериментов Рейна, а потом 
показатели резко ухудшались. Но когда появлялась возможность вызвать оживление 
интереса к довольно утомительному эксперименту, результаты вновь улучшались. Из 
этого следует, что эмоциональный фактор играет важную роль. А эмоциональность в 
значительной степени основана И на инстинктах, формальным аспектом которых 
является архетип
847 В моих случаях и в опытах Рейна есть еще одна общая психологическая черта, 
хотя и не такая заметная. Общим отличительными признаком этих, на первый взгляд 
совершенно разных ситуаций, является элемент "невозможности". Пациентка, 
которой приснился скарабей, оказалась в "невозможной" ситуации, потому что ее 
лечение зашло в тупик, из которого вроде бы не было выхода. В таких ситуациях, 
если они достаточно серьезны, человека, как правило, посещают архетипические 
сновидения, указывающие путь, о котором он и подумать не мог. Именно в таких 
ситуациях архетип выкристаллизовывается с наибольшей регулярностью. Поэтому, в 
определенных случаях, психотерапевт считает своим долгом выяснить, на какую 
рационально неразрешимую проблему указывает бессознательное пациента. Стоит 
только это выяснить, как приводятся в действие более глубокие слои 
бессознательного и создаются условия для трансформации личности.
848 Во втором случае имели место полубессознательный страх и угроза летального 
исхода, при полной невозможности адекватного 'понимания ситуации. В 
экспериментах Рейна именно "невозможность" поставленной перед "объектом" задачи 
заставляет его полностью сосредоточить свое внимание на процессах, происходящих 
внутри него, тем самым давая бессознательному шанс проявить себя. Задаваемые в 
экспериментах по ЭСВ вопросы с самого начала имели эмоциональную окраску, 
потому что они представляли нечто непознаваемое как потенциально познаваемое, и 
в них всерьез принималась в расчет возможность чуда. Это, независимо от 
скептицизма "объекта", непосредственно задевало его бессознательную возможность 
стать свидетелем чуда и дремлющую во всех людях надежду на то, что такие вещи 
могут быть возможны. Сразу же под внешней оболочкой даже наиболее трезво 
мыслящих индивидов таится примитивная суеверность и именно те, кто наиболее 
отчаянно сражается с ней, первыми поддаются ее гипнотическому влиянию. Поэтому, 
когда серьезный эксперимент, подкрепленный всем авторитетом науки, "нажимает" 
на эту готовность к чуду, то она неизбежно порождает эмоцию, которая резко либо 
принимает, либо отвергает эту веру. Во всех событиях в той или в иной форме 
присутствует эмоциональное ожидание, хотя кое-кто и оспаривает этот постулат.
849 Здесь я бы хотел привлечь внимание к возможности недоразумений вокруг 
термина "синхронистичность". Я выбрал этот термин потому, что главным критерием 
мне представлялось одновременное возникновение двух событий, связанных не 
причинно, а по смыслу. Поэтому я использую общую концепцию синхронистичности в 
особом смысле совпадения во времени двух или более причинно не связанных между 
собой событий, которые имеют одно и то же или сходное значение. Эту концепцию 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 39
 <<-