|
рассматривать их как категории a priori. Но если пространство и время - это
всего лишь свойства движущихся тел и созданы интеллектуальными потребностями
наблюдателя, тогда их релявитизация посредством содержимого психики больше не
представляет собой ничего из ряда вон выходящего, а оказывается в пределах
возможного. Такая возможность возникает, когда психе наблюдает не внешние тела,
а саму себя. Именно это и происходит в экспериментах Рейна: ответ "объекта" не
является результатом его наблюдения физических карт, он является продуктом
чистого воображения, "случайных" мыслей, которые открывают структуру того, что
их порождает, а именно бессознательного. Здесь я только замечу, что структуру
коллективного бессознательного составляют решающие факторы в бессознательной
психе, архетипы. Коллективное бессознательное представляет психе, тождественную
во всех индивидах. В отличие от открытых для восприятия психических феноменов,
ее нельзя воспринять непосредственно или "представить", и по причине
"непредставимости" ее природы, я назвал ее "психоидной".
841 Архетипы являются формальными факторами, ответственными за организацию
психических процессов в бессознательном: они - это "модели поведения". В то же
самое время они обладают "особым зарядом" и оказывают сверхъестественное
воздействие, выражающееся "эмоциями". Эмоция создает частичное abaissement du
niveau mental (понижение плато интеллекта), ибо хотя она и поднимает конкретное
содержимое до сверхнормального уровня яркости, она делает это посредством
изъятия такого большого количества энергии из других возможных содержимых
сознания, что они затемняются и, в конце концов, становятся бессознательными.
Из-за ограничений, которые эмоция налагает на сознание в течение своего
действия, происходит соответствующее ослабление ориентации, которое, в свою
очередь, создает бессознательному благоприятные условия для проникновения в
опустевшее пространство. Так мы регулярно обнаруживаем, что содержимое
бессознательного совершает неожиданный и, в принципе, нежелательный прорыв,
выражая себя в эмоции. Такое содержимое зачастую обладает низшей или
примитивной природой, которая выдает его архетипическое происхождение. Как я
покажу ниже, определенные феномены одновременности или синхронистичности
связаны с архетипами. По этой причине я и упоминаю здесь архетипы.
842 Экстраординарная способность животных ориентироваться в пространстве также
может указывать на психическую относительность пространства и времени. В этой
связи можно привести потрясающую ориентацию во времени червя палоло, сегменты
хвоста которого, загруженные половыми продуктами, всегда появляются на
поверхности моря в октябре и ноябре, за день до последней четверти луны.36
Одной их причин этого явления считается ускорение вращения земли, вызываемое в
это время притяжением луны. Но, по астрономическим причинам, это объяснение
вряд ли можно считать верным.37 Связь, которая несомненно существует между
женским менструальным циклом и циклом луны, имеет чисто числовой характер, и
циклы эти на самом деле не совпадают друг с другом. Нет доказательств и того,
что они когда-либо совпадали.
843 Проблема синхронистичности занимала меня уже давно, пожалуй, начиная с
середины двадцатых годов38, когда я изучал феномены коллективного
бессознательного и все время наталкивался на связи, которые просто не мог
объяснить случайностными группами или "сериями". Я обнаруживал "совпадения",
настолько многозначительно связанные, а вероятность их "случайности" выражалась
такой астрономической цифрой, что они явно были "смысловыми". В качестве
примера я приведу случай из своей практики. Я лечил одну молодую женщину и в
критический момент ее посетило сновидение, в котором ей вручили золотого
скарабея. Когда она мне рассказывала это свое сновидение, я сидел спиной к
закрытому окну. Неожиданно я услышал за собой какой-то звук, напоминавший тихий
стук. Я обернулся и увидел какое-то летучее насекомое, которое билось о
наружную сторону оконного стекла. Я открыл окно и поймал создание на лету, как
только оно залетело в комнату. Оно представляло собой самый близкий аналог
скарабея, который только можно найти в наших широтах. То был скарабеидный жук,
хрущ обыкновенный (Cetonia aurata), который, вопреки свои привычкам, явно
именно в этот момент хотел проникнуть в темную комнату. Должен признаться, что
ничего подобного не случалось со мной ни до того, ни потом, и что сновидение
пациентки осталось уникальным в моей практике.383
844 Я бы хотел упомянуть о другом случае, который является типичным для
определенной категории событий. Жена одного из моих пациентов, которому было за
пятьдесят, однажды рассказал мне, что в моменты смерти ее матери и бабушки за
окном комнаты собиралось множество птиц. Мне приходилось слышать подобные
истории от других людей. Когда лечение ее супруга близилось к концу и его
невроз был почти устранен, у него появились довольно безобидные симптомы, как
мне показалось, сердечной болезни. Я послал его к специалисту, который,
осмотрев его, написал мне, что не нашел никакого повода для беспокойства.
Возвращаясь с этой консультации (с запиской врача в кармане), мой пациент
потерял сознание прямо на улице. Когда умирающего принесли домой, его жена уже
находилась в большой тревоге, потому что вскоре после того, как муж отправился
к врачу, целая стая птиц села на крышу их дома. Она, естественно, вспомнила
такие же случаи, которыми сопровождалась смерть ее родственников, и ожидала
самого худшего.
845 Хотя я был лично знаком с этими людьми и хорошо знаю, что описанные события
были чистой правдой, я ни на секунду не поверю в то, что этот рассказ заставит
кого-нибудь, кто склонен считать такие вещи чистой "случайностью", изменить
свое мнение. Я рассказал эти две истории с единственной целью: показать, каким
образом "смысловые совпадения" обычно проявляются в повседневной жизни. В
первом случае, "смысловое совпадение" имеет ярко выраженный характер в силу
|
|