|
благодаря экспериментам по ЭСВ, в нашем распоряжении оказалось очень много
эмпирического материала. Мы можем выработать определенную концепцию его
достоверности, когда мы узнаем из Г. И. Хатчинсона15, что эксперименты по ЭСВ,
проведенные С. Г. Солом и К. М. Голдни, дали коэффициент вероятности 1 : 10 в
35-й степени, что эквивалентно количеству молекул в 250 000-х тоннах воды. В
области естественных наук не очень много экспериментов дали результаты,
приближающиеся к столь высокому уровню достоверности. Преувеличенный скептицизм
по отношению к ЭСВ на самом деле не имеет никакого оправдания. Основной его
причиной является обычное невежество, которое в наше время, к сожалению, почти
всегда сопутствует специализации и не дает ограниченному ее узкими рамками
исследователю стать на более высокую и более широкую точку зрения. Разве мы
частенько не сталкивались с тем, что так называемые "суеверия" содержат зерно
истины, вполне достойной познания?! Вполне возможно, что изначальное магическое
значение слова "желание", по-прежнему сохраняющееся в словосочетании "палочка,
исполняющая желания" (магический жезл, волшебная палочка) и выражающее желание
не в смысле чувства, а в смысле магического действия16, и традиционная вера в
эффективность молитвы основываются на ощущении сопутствующих синхронистических
феноменов.
967 Синхронистичность не более изумительна или загадочна, чем разрывность в
физике. Но впитанная с молоком матери вера в безраздельное господство
причинности создает трудности разуму и заставляет его сделать вывод о
немыслимости даже самой возможности существования беспричинных событий. Но если
они действительно существуют, то мы должны рассматривать их, как творческие
деяния, как непрерывное сотворение17 схемы, извечно существующей, спорадически
повторяющейся и не имеющей никаких видимых источников. Разумеется мы должны
проявить осторожность и не считать "бепричинным" любое событие, причина
которого неизвестна. Беспричинность, как я уже говорил, можно искать только там,
где существование причины представляется немыслимым. Но критерий "мыслимости"
- это идея, которая сама требует предельно осторожного подхода. Если бы атом18
соответствовал его первоначальной философской концепции, то его способность к
делению была бы немыслимой. "Смысловые совпадения" вполне мыслимы как чистая
случайность. Но чем больше они множатся и чем более значительным и более точным
является совпадение, чем меньшей представляется их вероятность и чем большей
становится их немыслимость, до тех пор, пока они уже не могут считаться чистой
случайностью, но, за неимением причинного объяснения, о них приходится думать,
как о "смысловых совпадениях". Однако, как я уже говорил, их "необъяснимость"
проистекает не из того, что причина их неизвестна, а из того, что разум
попросту не может себе представить такой причины. Это необходимое состояние,
когда пространство и время теряют свое значение или становятся относительными,
ибо в этих условиях причинность, которая предполагает наличие пространства и
времени, больше не может считаться существующей и становится совершенно
немыслимой.
968 По этим причинам мне представляется необходимым ввести, наряду со временем,
пространством и причинностью, категорию, которая не только дает нам возможность
понять синхронистические феномены, как особый класс естественных событий, но
также определяет случайность, как извечно существующий вселенский фактор и,
отчасти, как сумму происходящих во времени бесчисленных индивидуальных актов
творения.
Примечания
1 Hubert Jantz and Kurt Beringer, "Das Syndrom des Schwebeerlebnisses
unmit-telbar nach Kopfverletzungen", 202.
2 Сравни с докладом G.N.V.Tyrrell в The Personality of Man, pp. 197f. Там, на
стр. 199f, приводится еще один случай такого рода.
3 Karl von Frisch, The Dancing Bees, trans, by Dora Ulse, pp.H2ff.
4 "La Morphogenese dans la cadre de la biologie generale". Сравни с
приводившимся выше точно таким же выводом зоолога Харди.
5 Physics and Philosophy, p. 127; смотри также р. 151.
6 Я не беру в расчет идею Дирака о многомерности времени.
7 Сравни с моей работой "Психологический подход к догме о Троице", пар. 186ff.,
280, 290.
8 Сэр Джеймс Джине (Physics and Philosophy, p. 215) считает возможным, "что
пружины событий в этом субстрате включают в себя и нашу умственную деятельность,
так что будущий ход событий может отчасти зависеть от умственной деятельности".
Этот аргумент в пользу причинности не кажется мне слишком убедительным.
9 "гк too TpVroo то ev тетартоу". Ср. Психология и алхимия, пар.26, 209.
10 "De tenebris contra naturam", in Theatrum chemicum, I, (1602), pp.518ff.
11 Marie-Louise von Franz, "Die Parabel von der Fontina des Grafen von Tarvis".
12 См. статью Паули в The Interpretation of the Nature and the Psyche.
13 Uber die Freiheit, 4f.
14 Ibid, p.6.
15 S.G.Soal, "Science and Telepathy, p.6.
16 Jacob Grimm, Teutonic Mythology, trans, by J. S. Stallybrass, \ p. 137.
Исполняющие желания объекты - это изготовленные гномами магические орудия, типа
Гунгнира (копья Одина), Мйольнира (молота Тора) и меча Фреи. (II, р. 870).
Желание - это "gotes kraft" (божественная сила). "Got hat an sie den wunsch
geleit und der wunschelruoten hort" (Бог дал ей желание и орудие его исполения
- волшебную палочку). "Beschoenen mit wunsches gewalte" (придать красоту силой
желания) (IV, р. 1329). "Желание" = санскритскому "манората" - буквально,
"колесница ума", или психе. (А. А. Macdonell, A Practical Sanskrit Dictionary,
s.v.).
|
|