Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Синхронистичность: акаузальный, связующий принцип
<<-[Весь Текст]
Страница: из 39
 <<-
 
законы природы не имеют ничего Общего с причинностью".5 Эта чрезвычайно 
парадоксальная фЬрмула, вышедшая из-под пера физика, типична для 
интеллектуальной дилеммы, которую ставит перед нами радиактивный распад. Он, 
или скорее феномен "полу-жизни", выглядит примером акаузальной упорядоченности 
- концепции, которая также включает в себя синхронистичность и к которой я 
вернусь ниже.
960 Синхронистичность - это не философская категория, а эмпирическая концепция, 
которая постулирует интеллектуально необходимый принцип. Она не может считаться 
ни материализмом, ни метафизикой. Ни один серьезный исследователь не стал бы 
утверждать, что природа того, чье существование доказано в ходе наблюдений, и 
природа того, что проводит наблюдения, а именно психе, являются известными и 
признанными величинами. Если новейшие выводы науки все больше и больше 
приближаются к унитарной идее бытия, характеризуемой пространством и временем с 
одной стороны, и причинностью и синхронистичностью - с другой, то здесь и не 
пахнет материализмом. Это скорее указывает на возможность ликвидации 
несоизмеримости наблюдаемого и наблюдающего. В данном случае результатом было 
бы единство бытия, которое выражалось бы новым концептуальным языком - 
"нейтральным языком", как его когда-то назвал В. Паули. 961 Тогда, к триаде 
классической физики - пространству, времени и причинности - добавился бы фактор 
синхронистичности, и она превратилась бы в тетраду, quaternio, которое дает 
возможность видеть всю картину целиком:
пространство
причинность ? синхронистичность
Время
962 В данном случае синхронистичность является для трех других принципов тем же,
 чем одномерность времени6 является для трехмерности пространства, или 
напоминает упрямую "Четверку" из "Тимея", которую, как говорит Платон, можно 
добавить к тройке только "силой".7 Точно так же, как в современной физике 
введение времени в качестве четвертого измерения постулирует непредставимый 
континуум пространство-время, так идея синхронистичности с присущим ей 
качеством смысла создает ошарашивающе-непредставимую картину мира.8 Однако, 
польза от добавления этой концепции состоит в том, что она позволяет нам 
включить в наше определение и знание природы психоидный фактор - то есть смысл 
a priori или "эквивалентность". Таким образом, проблема, которая красной нитью 
проходит через размышления алхимиков на протяжении полутора тысяч лет, снова 
возникает и саморазрешается в так называемой аксиоме Марии-Иудейки (или 
Коптийки): "Из Тройки выходит Единица как Четверка".9 Это загадочное замечание 
подтверждает то, о чем я говорил выше: принципиально новые точки зрения, как 
правило, возникают не на известном месте, а в глуши, чем могут даже отпугивать 
людей своей плохой репутацией. Старая мечта алхимиков, трансформация химических 
элементов, многократно осмеянная идея, в наши дни стала реальностью, а ее 
символизм, который так же был объектом для насмешек, оказался поистине золотым 
дном для психологии бессознательного. Алхимическая дилемма тройки и четверки, 
которая началась с истории, послужившей фоном для Тимея, и простерлась вплоть 
до сцены с кабирами во второй части Фауста, была воспринята алхимиком 
шестнадцатого века Герхардом Дорном как выбор между христианской Троицей и 
serpens quadricornutus, четырехрогим змеем, то есть Дьяволом. Словно 
предчувствуя грядущие события, Дорн предает анафеме языческую четверку, столь 
любимую алхимиками, на том основании, что она происходит от "бинариуса" (числа 
2) и поэтому представляет собой нечто материальное, женское и дьявольское.10 
Доктор фон Франц указала на возникновение этого "трехипостасного" мышления в 
Parable Бернадра Тревисского, в Amphiteatrum Кунрата, в работах Михаеля Майера 
и в Aquarium sapientum неизвестного автора.11 В. Паули привлек внимание к 
полемике Кеплера и Роберта Флудда, в которой Флудд, с его теорией соответствия, 
потерпел поражение и уступил место Кеплеру, с его теорией трех принципов.12 За 
выбором в пользу триады, который, в определенном смысле, противоречит 
алхимической традиции, последовала научная эпоха, которая ничего не знала о 
соответствии и с отчаянным упорством цеплялась за "тройственное" мировоззрение 
- продолжение "трехипостасного" образа мышления - описывающее и объясняющего 
все категориями пространства, времени и причинности.
963 Открытие радиактивности совершило революцию в физике, классические 
представления которой претерпели значительные изменения. Изменения эти 
настолько велики, что мы вын^кдены пересмотреть классическую схему, о которой я 
говорил выше. Поскольку у меня была возможность, благодаря любезно проявленному 
профессором Паули интересу к моей работе, обсуждать эти принципиальные вопросы 
с профессиональным физиком, который, в то же самое время, мог оценить мои 
психологические аргументы, то я имею право выдвинуть предположение, в котором 
учитываются и достижения современной физики. Паули предложил заменить 
классическое противостояние времени и пространства на сохранение энергии и 
пространственно-временного континуума. Это предложение позволило мне более 
точно определить другую пару противоположностей -причинность и 
синхронистичность - с целью установления некоей связи между этими двумя 
различными концепциями. В конце концов, мы сошлись на следующем quaternio:
неистребимая энергия
Постоянная связь посредством следствия (причинность)?Непостоянная связь 
посредством случайности, Эквивалентности или смысла
Пространственно временной континуум
964 Эта схема соответствует, с одной стороны, постулатам современной физики, а 
с другой - постулатам психологии. Психологическая точка зрения требует 
пояснения. По вышеизложенным соображениям о причинном объяснении 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 39
 <<-