Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Синхронистичность: акаузальный, связующий принцип
<<-[Весь Текст]
Страница: из 39
 <<-
 
психологической. Агриппа, как и сторонники Платона, придерживается той точки 
зрения, что "низшие существа обладают определенной добродетелью, посредством 
которой они в значительной степени связаны с существами высшими", и что в 
результате животные связаны с "божественными телами" (то есть звездами) и 
оказывают на них воздействие.32 Здесь он цитирует Вергилия: "Я со своей стороны 
не верю, что они [грачи] наделены божественным духом или способностью 
предвидения в большей степени, чем оракул".33
931 Таким образом, Агриппа предполагает, что живые организмы обладают 
врожденным "знанием" или "восприятием". В наше время эта мысль встречается в 
трудах Ганса Дриша.34 Нравится нам это или нет, но мы оказываемся в 
затруднительном положении, как только мы начинаем серьезно размышлять о 
телеологических процессах в биологии или исследовать компенсирующую функцию 
бессознательного, не говоря уже о попытках объяснения феномена 
синхронистичности. Конечные причины, как бы мы их ни рассматривали, 
предполагают предвидение некоего рода. Это предвидение, разумеется, является не 
знанием, которое может быть связано с эго, и, в силу этого, не осознанным 
знанием, как мы его себе представляем, а самосуществующим "бессознательным" 
знанием, которое я бы предпочел назвать "абсолютным знанием". Это не познание, 
а, как блестяще сформулировал Лейбниц, "воспринимание", которое состоит - или, 
если быть более осторожным в выражениях, представляется состоящим - из образов, 
беспредметных simulacra (познавательные образы). Эти образы, вероятно, являются 
тем же самым, что и мои архетипы, которые (и это можно доказать) являются 
обязательными факторами в спонтанной продукции фантазии. Выражаясь современным 
языком, микрокосм, который содержит в себе "образы всего творения", является 
коллективным бессознательным.35 Под spiritus mundi, ligamentum animae et 
corporis, quint a essentia (дух Ира, узы души и тела, пятая сущность) , 
терминами из словарного запаса алхимиков, Агриппа, вероятно, понимает то, что 
мы называем бессознательным. Дух, который "пронизывает все вещи", или придает 
всем вещам форму, - это Мировая Душа: "Стало быть, душа мира - это единственная 
конкретная вещь, наполняющая все вещи, одаривающая все вещи, связующая и 
сплетающая все вещи друг с другом, чтобы создать единое тело мира...".37 
Поэтому вещи, в которых дух особенно силен, имеют тенденцию "порождать себе 
подобных"38, иными словами, создавать соответствия или "смысловые совпадения".
39 Агриппа приводит длинный список этих соответствий, основанный на числах от 
1-го до 12-ти.40 Сходную, но более алхимичную таблицу соответствий можно найти 
в трактате Эгидия де Вади.41 Из них я упомяну только scala unitatis (лестница 
однородностей), потому что она особо интересна с точки зрения истории символов: 
"Иод (первая буква тетраграматтона, божественного имени) - anima mundi - sol - 
lapis philosophorum - cor - Lucifer (душа мира - солнце - философский камень - 
сердце - люцифер),42 Я должен удовлетвориться замечанием, что это попытка 
установить иерархию архетипов, и что существование таких тенденций в 
бессознательном вполне доказуемо.43
932 Агриппа жил в одно время с Теофрастом Парацельсом, но был старше его. 
Известно, что он оказал на последнего значительное влияние.44 Поэтому нет 
ничего удивительного в том, что все учение Парацельса пропитано идеей 
соответствия. Он пишет:
Если человек хочет стать философом и не сбиться с пути?; то он должен заложить 
фундамент своей философии, превратив небо и землю в микрокосм, и при этом не 
сделать даже самой незначительной ошибки. Поэтому тот, кто будет закладывать 
фундамент медицины, также должен опасаться самой незначительной ошибки, и 
должен превратить микрокосм во вращение небес и земли, чтобы философ не нашел 
на небе и на земле ничего такого, чего бы он не смог найти в человеке, а врач 
не нашел в человеке ничего такого, чего не было бы на небесах и на земле. И эти 
двое отличаются только внешней формой, и при этом форма и того, и другого 
понимается как принадлежность к одной и той же вещи. 45
В Paragranum46 содержатся несколько точных психологических замечаний в 
отношении врачей:
По этой причине, [мы предполагаем] существование не четырех, а одной 
таинственной субстанции, которая, тем не менее, состоит из четырех плоскостей, 
подобно башне, овеваемой ветрами с четырех сторон. Маловероятно, что башня 
может нуждаться в угле, как и врач нуждается лишь в одной из частей... В то же 
время он знает, каким хорошим символом мира является яйцо в скорлупе, и что в 
нем скрыт цыпленок со всей его субстанцией. Так все, что есть в мире и в 
человеке, должно содержаться во враче. И точно так же, как курица, высиживая 
яйцо, трансформирует этот прообраз мира в цыпленка, так Алхимия доводит до 
созревания философскую таинственную субстанцию, скрытую во враче... В этом 
заключается ошибка тех, кто неверно понимает [профессию] врача.47
Что это означает для алхимиков, я довольно подробно описал в Психологии и 
алхимии.
933 Иоганн Кеплер мыслил таким же точно образом. Он пишет в своем Tertius 
interveniens (1610):48
Он [геометрический принцип, лежащий в основе физического мира] также является, 
по учению Аристотеля, самым сильным связующим звеном, которое соединяет нижний 
мир с небесами и тем самым объединяет их настолько, что все формы низшего мира 
управляются свыше; ибо в этом низшем мире, то есть на земном шаре, имеется 
духовная природа, способная к Geometria, которая ex instinctu creatoris, sine 
ratiocinatione (Вследствие вдохновения творца, без рассуждения) обретает жизнь 
и подталкивает себя к использованию своих сил посредством геометрических и 
гармоничных комбинаций небесных лучей света. Я не могу сказать, обладают ли 
такой способностью все животные и растения, да и земной шар. Но это не является 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 39
 <<-