|
философы-естественники Средневековья, и, особенно, классическая идея родства
всех вещей.14 Гиппократ говорит:
"Есть один общий поток, одно общее дыхание, все вещи пребывают в гармонии. Весь
организм в целом и каждая из его частей совместно трудятся во имя достижения
одной цели... великий принцип простирается до самой отдаленной части и из самой
отдаленной части все возвращается к великому принципу, к одной природе, бытию и
не-бытию".15
Универсальный принцип находится даже в мельчайшей частице, которая, стало быть,
соответствует целому.
925 В этой связи стоит привести интересную идею Филона (25-й год до н. э. -
42-й год н. э.):
Бог, который, как считают, должен соединить в любви и братстве начало и конец
сотворенных вещей, сделал небеса началом, а человека - концом. Первые являются
самым совершенным из вечных объектов чувственного мира, второй - самой
благородной из земных и бренных вещей, являясь, по сути, миниатюрой небес. В
себе он носит, подобно святым образам, дары природы, соответствующие созвездиям.
.. Поскольку вечное и бренное по самой природе своей противостоят друг другу,
Бог предназначил лучшим представителям того ц другого вида быть началом и
концом, то есть как я уже сказал, небу - началом, человеку - концом.16
926 Здесь великий принцип17 или начало, небо, введен в микрокосм-человека, в
котором отражена подобная звездам природа и который, стало быть, будучи
мельчайшей частицей и концом Творения, содержит в себе целое.
927 По мнению Теофраста (371 - 288 гг. до н. э.) сверхчувственное и чувственное
соединены узами общности. Эта связь не может быть математикой, поэтому, скорее
всего, она является Богом.18 И у Плотина индивидуальные души, рожденные одной
Мировой Душой, связаны друг с другом симпатией или антипатией, вне зависимости
от расстояния.19 Те же взгляды находим и у Пико делла Мирандола:
Во-первых, в вещах существует единство, в результате которого каждая вещь
является единой сама по себе, состоит из себя и связана с собой. Во-вторых,
существует единство, в результате которого одно создание соединено с другими и
все части мира образуют один мир. В-третьих, и самое важное, существует
(единство) всей вселенной со своим Творцом, подобное единству армии со своим
командующим".20 Под этим тройственным единством Пико понимает простое единство,
которое, как и Троица, имеет три аспекта; "единство, обладающее тройственным
характером, который, тем не менее, никак не вредит простоте этого единства".21
Для него мир - это одно существо, видимый Бог, в котором все с самого начала
расставлено в естественном порядке, подобно органам живого организма. Мир
представляется corpus mysticum* Бога, точно так же, как Церковь является corpus
mysticum Христа, а хорошо обученная армия является одним мечом в руках своего
командующего. Мнение, что все вещи расставлены по местам Божьей волей,
оставляет мало места для причинности. Точно так же, как в живом теле различные
органы работают в гармонии друг с другом и их взаимоотношение регулируется
смыслом, так и события в мире находятся в смысловой связи друг с другом,
которую нельзя произвести из любой имманентной казуальности Причина этого
заключается в том, что в обоих случаях поведение отдельных частей зависит от
центрального контрольного пункта, который находится вне их пределов
928 В своем трактате De hominis dignitate Пико говорит: "Отец в момент рождения
человека поместил в него зерна всех видов и зачатки первичной жизни".22 Если
Бог - это copula мира, то человек - это copula сотворенного мира. "Давайте же
сотворим человека по нашему образу, который будет не четвертым миром или чем-то,
обладающим новой природой, а слиянием и синтезом трех миров (наднебесного,
небесного и подлунного)".23 Человек, как тело и дух, есть "маленький Бог мира",
микрокосм.24 Поэтому человек, как и Бог, является центром событий и все вещи
вращаются вокруг него.25 Эта мысль, столь странная для современного ума,
доминировала в мировоззрении человека до тех пор, пока, несколько поколений
тому назад, естественные науки не доказали подчиненность человека природе и его
полную зависимость от причинно-следственных связей. Идея корреляции событий и
смысла (теперь приписываемая исключительно человеку) была загнана в такое
глухое подполье, что разум потерял ее след. Шопенгауэр вспомнил о ней с
некоторым опозданием, после того, как она стала одним из ключевых моментов в
научных объяснениях Лейбница.
929 В силу своей микрокосмической природы человек является сыном небесного
свода или макрокосма. "Я есть звезда, что путешествует с тобою", - исповедует
посвященный в митраистской литургии.26 В алхимии микрокосм имел такое же
значение, как и rotundum, любимый символ со времен Зосимы из Панополиса,
известный также, как Монада.
930 Мысль, что внутренний и внешний человек образуют единое целое Гиппократа,
микрокосм или мельчайшую частицу, в которой неотъемлемо присутствует "великий
принцип", характерна и для Агриппы фон Неттешейма. Он говорит:
Все сторонники Платона едины во мнении, что в архетипическом Мире все вещи
находятся во всех вещах; так и в нашем материальном мире все вещи находятся во
всех вещах, хотя и по-разному, соответственно природе восприятия каждой вещи.
Стало быть, Элементы находятся не только в этих низших вещах, но также и в
Небесах, Звездах, Дьяволах, Ангелах и, наконец, в Боге, создателе и архетипе
всех вещей.27 Древние говорили: "Все вещи полны богов".28 Эти боги были
"рассеяными в вещах божественными силами".29 Заратустра называл их
"божественными соблазнами"30, а Синезий - "символами-приманками".31 Последнее
толкование поистине очень близко к идее архетипических проекций в современной
психологии, хотя со времен Синезия и до очень недавнего времени не существовало
гносеологической критики, не говоря уже о ее новейшей форме, а именно критике
|
|