Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Символы и метаморфозы Либидо
<<-[Весь Текст]
Страница: из 162
 <<-
 
лялся фаллос. Спутником Диониса был Фалес, олицетворение фаллоса, 
которое возникло из фаллической гермы Диониса. Фаллических символов было 
бесчисленное множество. У сабинян было в обычае, что жених проводил пробор 
своей невесте копьем. Птица, рыба и змея также являлись фаллическими символами. 
Кроме того было множество териоморфических изображений полового влечения, 
причем бык, козел, баран, вепрь и осел являлись наиболее излюбленными 
представителями этого влечения. Подпочвенным течением, приведшим к такому 
именно выбору символов, была содомская наклонность человека. Если в сонной 
фантазии современных людей приводящий в ужас мужчина заменен иногда зверем, то 
этим совершается в онтогенетическом повторении то же самое, что древние 
бесконечно часто изображали всенародно: козлы, преследующие нимф, сатиры с 
козами; еще в более древнее время в Египте были святилища божественного козла, 
которого эллины называли паном; в этих храмах священнослужительницы 
проституировались с козлами 28. Как известно, этот культ вовсе не вымер, а 
живет как своеобразная особенность в южной Италии и в Греции 29.
Ныне мы не чувствуем к таким вещам ничего кроме глубочайшего отвращения и 
никогда не допустили бы, что нечто подобное где-нибудь дремлет в нашей душе. 
Подобно половому насилию и эти вещи мы должны рассматривать не сквозь моральные 
очки с отвращением, а с естественно-научным интересом, как некие почтенные 
остатки прошлых периодов культуры. У нас же уголовные кодексы содержат еще 
параграфы против содомии. То, что некогда было так сильно, что из этого мог 
вырасти у высокоразвитого народа особенный культ, не может в течение немногих 
поколений совершенно исчезнуть из человеческой души. Мы никогда не должны 
забывать, что со времени Пира Платона, где перед нами выступает 
гомосексуальность совершенно равноправно с так называемой нормальной 
сексуальностью, прошло около 80 поколений. А что значат 80 поколений? Они 
сводятся к незаметному промежутку времени, если мы их сравним с тем временем, 
которое отделяет нас от homo neandertalensis и heidelbergensis. Мне хочется 
напомнить замечательные слова великого историка В. Ферреро 30:
“Весьма распространено мнение, что чем более отдалена от нас эпоха, в которую 
жил человек, тем более он разнится от нас в мыслях и чувствах своих; что 
психология человечества изменяется, соответственно столетиям, так же, как моды 
и литература. Поэтому, когда мы находим, в несколько отдаленном прошлом, 
какое-либо учреждение или закон, или обычай, или верование, разнящиеся от тех, 
которые мы видим вокруг себя — мы начинаем подводить всякие сложные объяснения, 
большей частью сводящиеся к фразам, лишенным точного значения. Но человек не 
так-то быстро меняется; психология его, в сущности, остается неизменной; и если 
культура его в разные эпохи является весьма разнообразной, то, благодаря этому, 
способ мышления его еще не меняется. Основные законы ума остаются неизменными, 
по крайней мере, в течение тех кратких исторических периодов, которые нам 
известны; и почти все, даже наиболее странные явления должны объясняться теми 
всеобщими законами ума, которые мы видим в самих себе.”
К этому воззрению психолог обязан безусловно присоединиться. Ныне в нашей 
цивилизации исчезли, правда, фаллические процессии, дионисические фаллагогии 
классических Афин, явно фаллические эмблемы с наших монет, домов, храмов и 
улиц; а также и териоморфические изображения божества, за исключением голубя и 
св. Духа, агнца Божия и петуха апостола Петра, украшающего наши церковные 
башни; похищение жен и изнасилование их свелись к отдельным преступным деяниям, 
но все это не препятствует тому, что в детстве мы проходим эпоху, когда зачатки 
этих архаических наклонностей выступают снова и что мы в течение всей нашей 
жизни наряду с приобретенным определенно-направленным и приспособленным 
мышлением даем волю и фантастическому мышлению, соответствующему мышлению 
античного мира и варварских веков. Подобно тому, как наше тело в целом ряде 
рудиментарных органов хранит пережитки старинных функций и состояний, так же и 
наша душа, по-видимому, переросшая эти архаические влечения, однако несет в 
себе все еще признаки пройденного развития и повторяет бесконечно древние 
мотивы в своих фантазиях и снах.
С этой точки зрения открытая Фрейдом символика оказывается выражением мышления 
и влечения, мощно влиявших и господствовавших некогда над прошлыми культурными 
эпохами,выражением, ныне сведенным к сновидению, ошибочному действию и 
душевному расстройству. Вопрос откуда появляется склонность и способность духа 
выражаться символически, привел к различению двоякого рода мышления: во-первых, 
определенно-направленного и приспособленного, и во-вторых, субъективного, 
питаемого лишь эгоистическими желаниями. Последний род мышления, если 
предположить, что он не исправляется постоянно мышлением приспособленным, 
должен поневоле породить субъективно искаженный образ мира. Такое душевное 
состояние мы называем инфантильным. Оно заключено в нашем индивидуальном 
прошлом и в прошлом всего человечества. Этим мы констатируем то важное 
обстоятельство, что человек сохранил в своем фантастическом мышлении в 
сгущенном виде историю своего душевного развития.
Необычайно важной задачей, едва ли ныне разрешимой, явилось бы систематическое 
описание фантастического мышления. Самое большее, что можно эскизно набросать, 
это — следующее, В то время, как определенно-направленное мышление есть явление 
вполне сознательное (вплоть до того обстоятельства, на которое указывает Вундт, 
именно, что содержания вступают в сознание уже со всей огромной сложностью их), 
утверждать то же самое о фантастическом мышлении нельзя. Вне сомнения, большая 
часть содержаний последнего относима к области сознательной, но по меньшей мере 
такая же часть протекает в неопределенной полутени, а многое — уже в 
бессознательном, и поэтому такие содержания не могут быть разгаданы 
непосредственно 31. Через фантастическое мышление идет соединение 
определенно-направленного мыш
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 162
 <<-