Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Символы и метаморфозы Либидо
<<-[Весь Текст]
Страница: из 162
 <<-
 
обытным умозаключениям, и если мы в этом примитивном 
состоянии проводим половину нашей жизни”.
Мы видели выше, что Фрейд (независимо от Ницше) на основании анализа вновь 
пришел к подобному же взгляду. Шаг от этого утверждения к воззрению на мифы, 
как на образования, которые подобны сновидениям, уже не очень велик. Фрейд сам 
формулировал это заключение. “Исследование этих этнопсихологических образований 
(мифов и т. п.) никоим образом не закончено, но что касается, например, мифов, 
то вполне вероятно, что они отвечают искаженным остаткам фантазий целых племен 
об их исконных желаниях, вековым мечтам юного человечества.” Раик, Риклин и 
Абрагам присоединяются к этому взгляду 22. Беспредрассудочное чтение только что 
названных авторов способно снять все сомнения в наличности внутренней связи 
между психологией сна и психологией мифа. Само собой напрашивается заключение, 
что эпоха, создавшая мифы, мыслила по-детски, т. е. фантастически, и что наши 
сновидения поступают так же, являясь в значительной степени ассоциативными и 
аналогическими. Приступы к мифотворчеству у дитяти, признавание за фантазиями 
реального бытия, перекликание этих фантазий отчасти с историческими моментами — 
все это нетрудно открыть у детей.
На это возразят, что мифологические склонности детей были привиты им 
воспитанием. Но это возражение совершенно пустое. Разве люди когда-нибудь могли 
отрешиться от мифа? У каждого человека есть на то глаза и другие органы чувств, 
чтобы заметить, что мир мертв, холоден и бесконечен. И никогда еще человек не 
видел Бога и никогда не настаивал на его существовании под эмпирическим 
давлением. Например, необходим был несокрушимый и от всякого реального смысла 
отрешенный фантастический оптимизм, чтобы, например, в исполненной позора 
смерти Христа узреть именно высочайшее спасение и избавление мира. Поэтому 
возможно скрыть от ребенка содержания прежних мифов, но нельзя отнять у него 
саму потребность в мифологии. Можно сказать, что если бы удалось отрезать одним 
разом всю мировую традицию, то вместе со следующим поколением началась бы 
сначала вся мифология и история религии. Лишь немногим индивидуумам в эпохи 
интеллектуального превознесения удается сбросить мифологию, огромное же 
большинство никогда не освобождается от нее. Тут не помогает никакое 
просвещение, оно разрушает лишь преходящую форму обнаружения, а не самое 
творящее влечение.
Вернемся к нашему прежнему ходу мысли. Мы говорили об онтогенетическом 
повторении филогенетической психологии в ребенке. Мы видели, что фантастическое 
мышление является особенностью античного мира, дитяти и низкостоящих 
человеческих рас. Мы знаем, однако, что то же самое фантастическое мышление 
пользуется широким простором и в нас, в современных взрослых людях, и что оно 
вступает в свои права, как только прекращается определенно-направленное 
мышление. Достаточно ослабления интереса, легкой усталости, чтобы приостановить 
определенно-направленное мышление, точное психологическое приспособление к 
действительному миру, и заменить его фантазиями. Мы отступаем от темы и слепо 
следуем движениям наших мыслей. Если напряжение внимания ослабляется еще более, 
то мы теряем понемногу сознание окружающего и фантазия решительно берет верх.
Здесь напрашивается важный вопрос: какими свойствами обладают фантазии? От 
поэтов мы знаем об этом много, от науки же мало. Лишь психоаналитический метод, 
подаренный Фрейдом науке, пролил на это свет. Этот метод показал нам, что 
существует типический цикл. Заика воображает себя в своей фантазии великим 
оратором, что Демосфену, благодаря его громадной энергии, и удалось осуществить.
 Бедный воображает себя миллионером, ребенок — взрослым; угнетенный ведет 
победоносную борьбу со своим угнетателем, ни к чему непригодный мучает или 
услаждает себя честолюбивыми планами. Фантазируют о том, чего именно не хватает.
 Интересный вопрос “к чему” мы оставляем здесь без ответа 23. Мы снова 
обращаемся к исторической проблеме: откуда фантазии берут свой материал? 
Возьмем, например, типическую фантазию во время наступления половой зрелости. 
Перед отроком стоит будущая судьба со всей своей ужасающей неизвестностью; он 
переносит в своей фантазии эту неуверенность в будущем на свое прошлое и 
говорит себе: если бы я был теперь дитятей не моих обыкновенных родителей, а 
какого-нибудь знатного и богатого графа, который подкинул только меня родителям,
 тогда в один прекрасный день появилась бы золотая карета и граф взял бы свое 
дитя к себе в свой чудесный замок — и так шло бы все дальше, словно в одной 
сказке Гримма, которую мать рассказывает детям 24. У нормального ребенка все 
дело ограничивается мимолетной идеей, которая быстро рассеивается и забывается. 
Но некогда, а так именно и было в древней культуре, фантазия была, так сказать, 
официально признанным учреждением. Герои Ромул и Рем, Моисей, Семирамида и 
многие другие были подкинуты их действительными родителями или взяты у них 25. 
Другие являются прямо сыновьями богов, знатные роды ведут свое происхождение от 
героев и богов. Это показывает, что фантазия современного человека есть не что 
иное, как повторение старинного народного верования, имевшего первоначально 
широчайшее распространение 26. Честолюбивая фантазия выбирает, следовательно, 
между прочим форму, которая классична, и обладала некогда действительным 
значением. То же самое следует сказать и о сексуальной фантазии. Выше были 
упомянуты сны о половом насилии: разбойник врывается в дом и совершает 
злодеяние. Это тоже есть мифологическая тема, а в доисторическое время это было 
действительностью 27. Совершенно независимо от того обстоятельства, что 
похищение женщин являлось чем-то обычным в бесправные доисторические времена, 
оно стало предметом мифологии в эпохи культурные. Я напоминаю о похищении 
Прозерпины, Деяниры, Европы, сабинянок и т. д. Не следует забывать, что поныне 
в различных местностях существуют свадебные обычаи, напоминающие старинное 
похищение.
Символика половых органов была неистощимым материалом для античной фантазии. 
Широко распространены были культы, называемые фаллическими, ибо предметом 
почитания я
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 162
 <<-