|
на талантливый труд R. Meringer'a:
Worter und Sachen, indogennan. Forschungen, 16, 179/84, 1904. Мы знакомимся
здесь с далеко идущим слитием символов libido, материалом внешнего мира и
внешнею деятельностью, что превосходно подкрепляет наши соображения.
13 Старинный обычай новобрачных проводить “первую ночь” на пашне имел своим
значением сделать последнюю плодоносною; этот обычай заключает в себе первичную
идею в ее наиболее элементарной • форме; аналогия здесь нашла себе наиболее
ясное выражение: так как я оплодотворяю женщину, я оплодотворяю саму землю.
Этот символ переводит libido пола на обработку и обсеменение пахатной земли. Ср.
Mannhardt: Wald- und Feldkulte, I; здесь можно найти множество доказательных
примеров.
14 Больная г-жи Шпильрейн (Jahrb. Ill, S. 371) приводит в несомнительную связь
огонь и рождение; она говорит об этом следующее: “Железом пользуются в целях
просверливания земли, в целях добывания огня.— В Литургии. Митры в воззвании
огненного бога говорится: ты, который дуновением духа запер огненные замки неба
— отвори мне.— Больная продолжает: “С помощью железа можно из камня создать
холодных людей”. Просверливание почвы имеет у больной значение оплодотворения и
рождения. Страницей далее она говорит: “Раскаленным железом можно просверлить
гору. Железо раскаляется, если им сверлить камень”.
В Синей Птице Мэтерлинка дети, которые ищут в стране нерожденных детей синюю
птицу, встречают мальчика, ковыряющего в носу. О нем говорится, что он
изобретает новый огонь, чтобы опять согреть землю, когда она охладеет.
15 Ср. интересные доказательства в книге Бюхера: Arbeit und Rhythmus, Leipzig,
1899.
16 Вне сомнения многие обряды соединялись с чувством удовольствия, но далеко не
все. Часто в них бывали крайне неприятные моменты.
17 Упанишады относятся к Brahman к богословию Вед, и содержат
геософически-спекулятивную часть этого учения. Веды частью совершенно
неопределимо древнего происхождения, так как они долгое время передавались лишь
из уст в уста. В подлиннике Libido эта цитата приведена в переводе Дейссена. См.
Die Gehehnlehre des Veda, стр. 23.
18 Атман есть первосущность и всебытие, понятие которого, обратно переведенное
на язык психологии, покрывается понятием libido.
19 Атман понимается как извечно двуполое существо — соответственно теории
libido. Мир возник из возжелания.
1. “В начале этот мир был только Атманом — он посмотрел вокруг себя: и вот он
ничего не увидел, кроме самого себя”.— 2. “Тогда объял его страх: поэтому
боится тот, кто один. Тогда он подумал: Чего мне бояться, когда нет тут ничего,
кроме меня?” — 3. “Но он не имел никакой радости; поэтому не имеет никакой
радости тот, кто один. Тогда он возжелал второго”. За этим местом следует выше
в тексте приведенное его разделение. Представление Платона о мировой душе очень
близко этому индусскому образу: “В очах она не нуждалась вовсе, ибо возле нее
не находилось ничего видимого.— Ничто не отделяло ее от нее самой, ничто не
присоединялось к вей, ибо кроме нее не было ничего”. (Timaios, перев. Kiefer,
Jena 1909, стр. 26.)
20 Ср. Фрейд: Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie.
21 У одного ребенка я напал на одну, по-видимому, точную параллель к положению
руки, о котором говорится в приведенном тексте Упанишад. Ребенок держал одну
руку перед ртом и тер, а другою рукою тер по первой; получилось движение,
которое можно сравнить с движением смычка по струнам. Эта была ранняя
инфантильная привычка, сохранившаяся в течение долгого времени.
22 Как было выше показано, libido перекочевывает из зоны рта в зону пола.
23 Ср. выше сказанное о Дактиле. Много подтверждений можно найти у Aigremont:
Fuss- und Schuhsymbolik.
24 Если при современном чрезмерно разросшемся сексуальном противлении женщины
стараются особенным покроем корсета оттенить вторичные признаки пола и
подчеркнуть различные эротические прелести, то это именно представляет собою
явление, относящееся к той же схеме умножения приманок.
25 Отверстие уха притязает также на половую значимость. В одном гимне Марии
говорится: ты, которая зачала через ухо. Gargantua (Rabelais) появляется на
свете через ухо матери. Bastian: Beitrage zur vergleichenden Psychologie, стр.
2Э8) приводит из одного старинного сочинения следующее место: “Во всем этом
королевстве не встретишь даже среди самых маленьких девочек девственных, так
как уже в самом нежном возрасте они вливают особенную микстуру в свои половые
органы, а также и в ушные отверстия, расширяют их таким образом и держат
постоянно открытыми”. И монгольский Будда рождается из уха своей матери.
26 Мотивы к распадению кольца следует искать, как я на это попутно уже указал,
в том обстоятельстве, что побочная сексуальная деятельность (сдвиг
совокупления) никогда не в состоянии и никогда не сможет вызвать ту
естественную сытость, какую дает половой акт в собственном смысле. С этим
первым шагом к переложению, с этим сдвигом связан и первый шаг к тому
характеристичному недовольству, которое впоследствии гнало человека от одного
открытия к другому, не давая ему в то же время никогда насытиться.
27 В одной песне Rigveda (10, 90) говорится, что гимны и жертвенные изречения
также, как и вообще все сотворенное, вышли из “совершенно сгоревшего” Purusha
(первочеловек — творец мира).
28 Немецкое слово Schwan — лебедь относится сюда же, поэтому он и поет, когда
умирает. Лебедь есть солнце. К этому очень хорошо примыкает следующий образ у
Гейне: лебедь поет в лесном пруду и плывет взад и вперед и, напевая все тише,
опускается в свою влажную могилу. Гауптман в Потонувшем Колоколе дал солнечный
миф: колокол — солнце — жизнь — lidido.
29 Иранское наименование огня мужское слово. Индусское — желание
|
|