|
и при этом делал подозрительные
движения рукою, находившейся в кармане брюк. Немедленно произведенное телесное
освидетельствование показало, что он онанировал. Впоследствии он признался, что
онанировал всякий раз, когда наслаждался зрелищем огня, вызванного его поджогом.
Добывание огня само по себе представляет собою полезный многотысячелетний,
лишенный всего фантастического, обычай, которому очень скоро стали придавать не
более таинственного значения нежели еде и питью. Но навсегда сохранилась
тенденция время от времени приготовлять огонь способом, связанным с
мистериозными церемониями, так же как сохранилась ритуальная еда и ритуальное
питье; и вот в таких случаях добывание огня должно было происходить согласно
точным предписаниям, от которых никто не смел ни в чем отступать. Эта
таинственная тенденция, присоединившаяся к технике добывания огня, и указывает
на путь к онанистической регрессии, второй путь, всегда открывающийся рядом с
культурою. Строгие законы идут навстречу этой таинственной тенденции; рвение, с
каким совершаются церемонии, и дрожь религиозного восторга, пробегающая у
присутствующих на мистериях, имеют прежде всего своим источником эту тенденцию,
ибо церемония, будучи практически бессмысленной, является с психологической
точки зрения установлением полным самого глубокого смысла: она представляет
собою точно обозначенную законами замену онанистической регрессии. Закон не
может относиться к содержанию церемонии, так как для ритуального действия,
собственно говоря, совершенно безразлично, совершается ли оно так или иначе.
Тогда как чрезвычайно существенно, отводится ли запруженная libido путем
бесплодной онании или она переводится на путь сублимирования. Эти строгие
предохранительные меры имеют в виду прежде всего именно онанию 46.
Я обязан Фрейду дальнейшим примечательным указанием на онанистическую природу
похищения огня, или точнее, мотива труднообретаемой драгоценности (к которому и
относится, собственно говоря, похищение огня). Неоднократно встречается в
мифологии формулировка вроде следующей: драгоценность должна быть сорвана с
дерева табу или оторвана, что является запретным и опасным поступком; примером
могут служить райское дерево и сады Гесперид. С особой ясностью это вытекает из
старинного варварского обычая культа Дианы Арицийской: жрецом богини может
стать лишь тот, кто отважится в ее священной роще оторвать ветвь. Выражения
“оторвать” (abreissen), “стирать” (abreiben) сохранились в вульгарном языке как
символы онанистического акта. Таким образом понятия “тереть” (reiben) и “рвать”
(reissen), заключающиеся в слове manthami и связанные между собою, по-видимому,
через миф о похищении огня, сочетаются в акте онании, причем reiben
употребляется в собственном смысле, a reis-sen в переносном. Поэтому можно
ждать, что в самом глубоком душевном пласту, именно в кровосмесительном,
который предшествует аутоэротической стадии 47, оба значения сливаются воедино;
но за недостатком мифологической традиции это обстоятельство могло бы быть
доказано лишь этимологически.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Это чисто кататоническое качание головой я наблюдал у одной страдающей
кататонией; оно возникало из движений, сопутствующих соитию, которые
мало-помалу передавались вверх; так уже давно описал это качание и Фрейд,
усматривая в нем перенесение снизу вверх. Я был бы благодарен нашим критикам,
если бы они вместо бесконечных словесных споров попытались когда-нибудь
подвергнуть обсуждению такое простое обстоятельство.
2 Маленькие крошки, которые при этом выпадали, она клала в рот и ела их.
3 Traum und Mythus. Deuticke, 1909.
4 Zeitschr. f. vergl. Sprachforschung, II, 385 u. IV, 124.
5 Санскритское pramathyus связанное с pramantha и имеющее двойное значение
трута и разбойника создает переход к Прометею. Однако, приставка рга наводит на
некоторое филологическое сомнение, так что целый ряд авторов не признает этого
словопроизводства. По-видимому, отношение Прометея к pramantha вовсе уже не
такое непосредственное, как то предполагает Кун. Путь от Pramantha к Прометею
идет не через слово, а через зрительный образ и мы поэтому должны придать
Прометею тот же смысл, который получается из индусской символики огня для
Pramantha. Впрочем, вся связь, здесь установленная, подвергается еще сомнениям.
6 Абрагам упоминает, что на еврейском языке слова, обозначающие мужчину и
женщину, имеют отношение к этой символике.
7 III, 29, 1—3.
8 Госпожа являлась таковою и всего рода человеческого. Vicpatni есть женская
деревяшка. Vicpati атрибут Agni, мужская деревяшка. Мысль о происхождении людей
из огневицы следует той же логике наизнанку, какой руководствуется
вышеприведенная мысль о ткацком челноке и рукояти меча. Роль совокупления в
появлении на свет человека должна этим путем отрицаться; это вызвано
первобытным противлением по отношению сексуальности, мотивы которого будут ниже
подробнее рассмотрены.
9 Дерево как символ матери известно современному исследователю снов. (Ср.
Freud: Traumdeutung, S. 211.) Stekel толкует дерево как символ женщины вообще
(Sprache des Traumes, S. 128). Далее дерево является народным обозначением для
грудей (“Holz vor dem Hause”). Христианская символика дерева стоит, конечно,
особо. На дочь Маоч, единственного, который с помощью своей рыбы пережил потоп
и потом родил со своей дочерью людей.
10 Ср. Hirt: Etymol. der neuhochd. Sprache, стр. 348. 11 В книге Capitulare
Carlomanni 942 г. запрещены эти безбожные огни, которые они называли niedfyr.
Тут можно найти также и описание этих церемоний с огнем.
12 Эта первобытная игра приводит к фаллической символике плуга. Пахать имеет
наряду с этим и поэтическое значение забеременеть. Латинское atare означает
только пахать, но фразеологическое выражение пахать чужую пашню означает быть в
связи с женою соседа или односельчанина. Превосходное изображение фаллического
плуга встречается на одной вазе в Флорентийском археологическом музее. На ней
изображен ряд из б-ти голых итифаллических мужчин, которые несут плуг в форме
фаллоса.
Dr. Abegg (Цюрих) обратил мое внимание
|
|