|
еристика которого параллельна
таковой огня и его возникновения, почему оба соединены в Agni. Кроме того,
напиток бессмертия взбалтывается индусскими богами так же, как высверливается
огонь.
Отхождение libido на дополовую ступень объясняет, отчего так много богов
обрисовывается сексуально, а с другой стороны, почему они служат пищею.
Как показывает пример приготовления огня, не орудие, которым он добывался,
получило впоследствии сексуально символическое значение, а наоборот, libido
пола была той действующей силою, которая привела к изобретению подобного орудия,
— вот почему и возникшие отсюда жреческие учения представляют собою не что иное,
как констатирования факта добывания огня с помощью этого орудия. Таким же
путем пришли и другие первобытные открытия к своему сексуальному символизму;
они также происходят от libido пола.
До сих пор в наших рассмотрениях, которые исходили от pramantha
жертвоприношения Agni, мы занимались лишь одним значением слова manthami или
mathnami, именно тем, которое связано с движением трения. Но как показывает Кун,
это слово означает отрывать, к себе тянуть, похищать 39. Согласно Куну 40 это
значение налицо уже в текстах Вед. Сказание об изобретении огня рассматривает
его добывание всегда как насильственное похищение; это добывание связано с
распространенным по всей земле мифическим мотивом трудно достижимой
драгоценности. То обстоятельство, что во многих местах, не только в Индии,
добывание огня представляется первичным похищением, по-видимому, указывает на
всеобще распространенную мысль, согласно которой приготовление огня есть нечто
запретное, узурпированное, достойное кары, нечто, что может быть достигнуто
лишь путем насилия или чаще путем коварства 41. Тайная кража или хитрый обман,
часто являясь в качестве констатируемого врачом болезненного симптома, означают
всегда тайное выполнение запретного желания 42. Исторически эта черта может
быть отнесена к тому обстоятельству, что ритуальное приготовление огня
совершалось с магическою целью, почему и преследовалось официальным
вероисповеданием; с другой стороны добывание огня само являлось мистериозным
обрядом 43, отчего оберегалось жрецами и облекалось тайною. Ритуальные
предписания индусов устанавливают тяжелую кару тому, кто приготовил огонь
неверным способом. То обстоятельство, что нечто является мистерией уже само по
себе, означает, что это совершается под покровом тайны. Что должно остаться в
тайне, чего вообще не следует ни видеть, ни делать, некое деяние,
сопровождаемое тяжкими наказаниями души и тела, все это, по-видимому, должно
быть чем-то вообще запретным, но получившим специально культовое разрешение.
После всего того, что выше было сказано о генезисе добывания огня, уже нетрудно
более отгадать, что именно является запретным: это есть онания. Выше я сказал,
что то была неудовлетворенность, которая сломала аутоэротическое кольцо
перенесенной половой деятельности на собственном теле и открыла таким образом
далекие горизонты культуры, но я не упомянул, что это лишь неплотно сомкнутое
кольцо перенесенной онанистической деятельности в состоянии замкнуться прочнее,
когда сделано другое значительное открытие, именно настоящей онании 44. Таким
путем деятельность переносится на надлежащее место и, смотря по обстоятельствам,
обеспечивает на долгое время достаточное удовлетворение; однако сексуальность
оказывается обманутой в своих истинных намерениях. Естественное развитие
оказывается обойденным, так как напрягшиеся силы, которые могли бы и должны
были бы служить культурному росту, отнимаются от последнего, благодаря онании:
вместо переложения libido совершается регрессия в половую область, что является
прямою противоположностью целесообразному процессу. Но психологически онания
есть изобретение, значения которого отнюдь не следует недооценивать: благодаря
ему оказываешься огражденным от судьбы, так как половая потребность уже не в
состоянии отдать открывшего онанию на произвол жизни. Благодаря онании имеют в
руках волшебное средство: стоит только отдаться воображению и при этом
онанировать, как получаешь в свое обладание все плотские утехи и при этом не
имеешь надобности суровым трудом и тяжелой борьбой с действительностью
отвоевывать себе мир своих желаний 45. Аладин трет свою лампу и услужливые духи
отдают себя в его распоряжение; так изображает сказка тот большой
психологический выигрыш, который получается от дешевой регрессии к местному
половому самоудовлетворению. Символ Аладина весьма тонко вскрывает
двусмысленность магического добывания огня.
Близкую связь порождения огня с мастурбацией доказывает еще один случай,
сообщением которого я обязан д-ру Шмиду. Один слабоумный батрак совершил
несколько поджогов. На одном пожаре, виновником которого он был, поведение его
показалось подозрительным, потому что он, засунув руки в карманы, стоял у двери
одного дома, находившегося напротив пожарища, и с видимым удовольствием
наблюдал за огнем. Во время освидетельствования в лечебнице для душевных
больных он подробно рассказывал о пожар
|
|