|
зана. Поэтому регрессия кровосмесительной доли не только
сопровождается большими затруднениями, но и привносит на дополовую ступень
многие черты сексуальности. Последствием этого является то, что вытекающие
отсюда явления хотя носят вполне характер половой деятельности, однако на самом
деле не являются таковою. Эти явления связаны с дополовою ступенью, но
поддерживаются вытесненною libido пола, отчего им и придается двойное значение.
Сверление огня есть совокупление (и притом кровосмесительное), но —
десексуализированное; потеряв свою непосредственную половую ценность, оно стало
взамен этого посредствующим фактором размножения рода. Дополовая ступень
характеризуется многочисленными возможностями применения, так как libido на
этой ступени еще не нашла своей окончательной локализации. Регрессивно занявшая
эту ступень сумма libido стоит перед многочисленными возможностями применения.
Прежде всего перед нею — возможность чисто мастурбационной деятельности. При
регрессии части libido дело идет о libido пола, последним назначением которой —
служить размножению; оттого эта libido обращена к внешнему объекту (в данном
случае к родителям); но вследствие этого она должна вобрать в интроверсию также
и это свое предназначение, которое по существу связано с ее характером. Отсюда
чисто мастурбационная деятельность оказывается недостаточною и какой-нибудь
внешний объект должен быть найден непременно, чтобы заступить собою объект
кровосмесительный. В идеальном случае подобным объектом является сама
мать-земля, кормилица. Психология дополовой ступени привносит сюда компоненту
питания, a libido пола привносит мысль о совокуплении. Таким образом, создаются
древнейшие символы землепашества. В этой последней деятельности голод и
кровосмешение переплетаются друг с другом. Древнейшие культы матери-земли и все
связанные с ними суеверия видели в обрабатывании земли оплодотворение матери.
Но цель этой деятельности является десексуализированной, так как дело идет о
плодах земли и о питании этими плодами. Вытекающая из кровосмесительного
запрета регрессия ведет в этом случае к новой оккупации матери, на этот раз,
однако, не как сексуального объекта, а как кормилицы.
Подобной же регрессии к дополовой ступени, точнее, к ближайшей ступени
передвинутого ритмического действования, обязаны мы, по-видимому, и
изобретением огня. Интровертированная вследствие кровосмесительного запрета
libido (назначение которой между прочим моторная сторона совокупления)
наталкивается, достигнув дополовой ступени, на инфантильное сверление, которому
она, отвечая своей тенденции к реальному, дает внешний материал; materia очень
подходящее здесь название, так как объектом является mater. Как я выше старался
показать, к инфантильному сверлению должны присоединиться сила и выдержка
взрослого человека и соответствующий “материал”, чтобы добыть огонь. Если это
так, то можно допустить по аналогии с нашим вышеприведенным случаем
мастурбационного сверления, что и порождение огня состоялось первоначально как
такой же мастурбационный акт. Доказать это вполне, разумеется, никогда нельзя
будет, но мыслимо, что где-нибудь сохранились следы этих первичных
мастурбационных упражнений с целью порождения огня. Мне посчастливилось в одном
очень древнем памятнике индусской литературы напасть на отрывок, который вне
всякого сомнения говорит об этом переходе libido пола через онанизм к добыванию
огня. Это место находится в Brihadaranyaka-Upanishad 18.
“Атман 19 был так велик как женщина и мужчина, когда они держат друг друга в
объятиях. Эта его самость распалась на две части; отсюда произошли муж и жена
20. Ее Атман взял себе в жены; отсюда произошли люди. Она же соображала: „Как
мог он со мною сочетаться браком после того, как он меня породил из себя
самого? Я хочу скрыться!" Тогда она превратилась в корову; он же стал быком и
совокупился с нею. Отсюда произошел рогатый скот.— Тогда она обернулась
кобылою; он же стал жеребцом; а она ослицей, он — ослом, и совокупился с нею.
Отсюда произошли однокопытные; она стала козою, он же козлом, она овцою, он
овном, и совокупился с нею; отсюда произошли козы и овцы.— Так случилось, что
он все способное между собою соединиться, вплоть до муравьев, все это создал.—
Тогда он познал: „Поистине я сам есмь сотворение, ибо я создал весь мир!" —
После этого он вот так тер руками, которые он держал перед ртом; и тогда
произвел он из своего рта, как из утробы матери, при помощи своих рук огонь”.
Мы встречаем здесь учение о сотворении мира особенного рода, что требует
обратного перевода на язык психологии: вначале была libido неразличимая и
двуполая 21, затем последовало разделение на компоненты мужскую и женскую. С
той поры человек знает, что он есть. Затем порывается связь в ходе мысли,
возникает пропасть; сюда относится то противление, которое мы постулировали
выше в целях объяснения вынужденного сублимирования, а затем следует
мастурбационный акт, вынесенный из половой зоны, именно трение или сверление (а
здесь сосание пальцев), из которого был добыт огонь 22. Libido покидает здесь
ту деятельность, к которой она собственно призвана в качестве половой функции и
совершает регрессию к дополовой ступени, где она, согласно вышесделанным
соображениям, занимает одну из предшествующих сексуальности ступеней; согласно
воззрению Упанишад это происходит в целях возникновения человеческого искусства,
а отсюда и вообще высшей духовной деятельности. Этот ход развития не
представляет собою для психиатра ничего странного, так как уже давно известным
психопатологическим фактом является близость онанизма и чрезмерной деятельности
фантазии. Сексуализация духа путем аутоэротизма столь часто наблюдалась, что
излишним было бы приводить примеры. Путь libido шел следовательно, как мы можем
заключить по этим опытным данным, первоначально в том же направлении как и у
ребенка, лишь в обратной последовательности: половой акт был вытеснен из
собственно ему принадлежащей зоны и переложен 23 в аналогичную зону рта, причем
рту было придано значение женского органа, руке же или пальцам фаллическое
значение 24. Таким образом во вновь оккупированную
|
|