|
я
терминология должна была бы привести к тому, чтобы трактовать о Кельнском
соборе в отделе минералогии на том основании, что он состоит из камней.
Только вовсе непосвященный в проблему естественно-исторической эволюции может
поражаться тем, сколь мало таких предметов в царстве человека, которые не могут
быть в последнем счете сведены к инстинкту размножения; думается мне, что к
последнему сводимо приблизительно все, что нам любо и дорого.
До сих пор мы говорили о libido как об инстинкте размножения и держались
поэтому в границах того воззрения, которое противопоставляет libido — голоду
подобным же образом, как обычно противопоставляется инстинкт сохранения рода
инстинкту самосохранения. Но природа не знает этого искусственного различения.
В ней мы прежде всего видим лишь один сплошной жизненный инстинкт, единую волю
к существованию, которая стремится поддержанием особи обеспечить дальнейшее
размножение всего рода. Такой взгляд постольку совпадает с шопенгауеровским
понятием воли, поскольку мы в состоянии некое извне нами наблюдаемое движение
внутренне схватить и познать как акт воли. (Язык выдает это: мотивировать,
двигать.) Это переложение психологических восприятии в объект обозначается
философски как “интроекцияо. (Психоаналитически интроекция означает как раз
обратный процесс: вбирание внешнего мира в мир внутренний 13.) Вследствие
интроекции образ мира приобретает неверные черты. Понятие Фрейда Lustprinzip
есть волюнтаристическая формулировка философского понятия интроекции, а его же
и опять-таки вочюнтаристически окрашенный Realitatsprinzip соответствует
функционально тому, что я разумею под корректурою реальности, а Р. Авенариус
под своей empiriokritische Prinzipial-koordination.
Подобной интроекции обязано своим существованием понятие о силе вообще; уже
Галилей ясно видел, что источник этого понятия следует искать в субъективном
восприятии собственной мускульной силы.
Раз мы пришли к смелому предположению, что libido, которая первоначально
служила производству яичек и семени, прочно организовалась в функции построения
гнезда, словно потеряв способность к всякому иному применению, мы вынуждены
подвести под это понятие всякое желание вообще, а следовательно и голод, ибо в
таком случае мы более не вправе принципиально различать инстинкт построения
гнезда от желания питаться.
Это рассмотрение ведет нас к понятию libido, которое в своем расширении идет
дальше границ естественно-научной формулировки до философского воззрения, до
понятия воли вообще. Я должен предоставить философу справиться с этим
проявлением психологического волюнтаризма. Здесь я сошлюсь только на
соответственное размышление Шопенгауера 14. Что касается чисто психологического
момента этого понятия (следовательно не только не метафизического, но и не
метапсихического), то я напоминаю здесь о космогоническом значении Эроса у
Платона и у Гезиода (в его Теогонии), а также об орфической фигуре Фанеса —
“Светящегося”, Первоставшего “отца Эроса”. Фанес орфически имеет значение
Приапа; он бог любви, двуполый и приравнен Дионису Лизию 15. Орфическое
значение Фанеса близко к значению индусского Каша, бога любви, который тоже
представлял собою начало космогоническое. У неоплатоника Плотина мировая душа
есть энергия разума 16. Плотин сравнивает единое (творящее) первоначало со
светом вообще, разум — с солнцем, мировую душу — с луною. Другое сравнение у
Плотина, это — Единого с отцом, а Разума с сыном 17. Единое, как Уранос —
трансцендентно. Сын как Кронос управляет видимым миром. Душа мира как Зевс
является божеством, подчиненным Кроносу. Единое всеобщего существования
обозначается у Плотина как ипостась, это по замечанию Drews'а является также и
формулою христианской Троицы, как она была закреплена на Никейском и
Константинопольском Соборах 18. Остается заметить еще, что некоторые сектанты
раннего христианства придавали Святому Духу (мировой душе, луне) материнское
значение 19. Душа мира у Плотина имеет склонность к разделенному бытию и к
делимости, что является conditio sine qua поп каждого изменения, творчества и
расположения; следовательно, здесь мы имеем материнскую качественность; далее
душа мира есть “бесконечное все жизни” и потому всецело — энергия; она есть
организм идей, которые обретают в ней действенность и действительность 20.
Разум порождает мировую душу; он ее отец; созерцаемое в нем она приводит к
раскрытию в чувственности 21. “То, что в разуме покоится в сомкнутом виде, то
как Логос приходит к раскрытию в мировой душе, наполняет ее содержанием и
словно опьяняет ее нектаром 22. Нектар аналогичен сома, оплодотворяющему и
животворящему напитку индусской мифологии, следовательно и сперме. Душа
оплодотворяется и разумом, т. е. отцом 23. Как “высшая” душа именуется небесною
Афродитою, как низшая она именуется земною Афродитою. Ей ведомы “муки рождения”
24.
Птица Афродиты, голубь, не напрасно является символом Духа Святого. Этот отдел
из истории философии, который легко можно было бы еще расширить, показывает
значение эндопсихического восприятия libido и ее символов для человеческого
мышления. В многообразии явлений природы видим мы волю, libido, в самом
различном применении и формовании. В стадии детства мы видим libido всецело в
форме инстинкта питания, заведующего ростом тела. С развитием тела
последовательно открываются новые области применения libido. Последнею областью
применения, особенно выделяющейся своей функциональною значимостью, является
сексуальность, которая в начале кажется чрезвычайно тесно связанной с функцией
питания. (У низших пород животных и растений условие питания сильно влияет на
размножение.) В половой области libido достигает того формования, огромное
значение которого управомочивает нас пользоваться вообще термином libido. Здесь
libido выступает как инстинкт размножения вначале в форме нерасчлененной
первично-половой libido, которая в качестве энергии роста побуждает особь к
делению и к выделению ростков. (Наиболее ясное различение обеих форм libido
встречается у тех животных, у которых стадия питания отделена от стадии пола
состоянием куколки.)
Из той первично-половой libido
|
|