Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Символы и метаморфозы Либидо
<<-[Весь Текст]
Страница: из 162
 <<-
 
у смысле пользуется и 
Цицерон 25 словом libido: agere rem aliquam libidine, non ratione — нечто 
совершать с вожделением, а не с разумом. В подобном же смысле говорит и 
Саллюстий: Iracundia pars est libidinis (гнев есть часть вожделения). Но в 
другом месте Саллюстий придает тому же слову более мягкий и более общий смысл, 
который приближается вплотную к психоаналитическому словоупотреблению:
“Они имели больше охоты (libido) к прекрасному оружию и боевым коням нежели к 
блудницам и к пиршествам”. Также: “Если бы ты имел доброе влечение (libido) к 
своему отечеству и т. д.” Слово libido столь общеупотребительно, что 
предложение libido est scire имеет просто значение “я хочу”, “мне желательно”. 
Но и значение половой похоти подтверждается классическими образцами. С этим 
всеобщим классическим пользованием рассматриваемого понятия совпадает также и 
этимологический контекст самого слова libido 26.
Можно сказать, что понятию libido, как оно было развито в новых работах Фрейда 
и его школы, придается в функциональном отношении то же значение в области 
биологической, какое в области физики придано со времени Роберта Майера понятию 
энергии 27. Было бы нелишним здесь коснуться дальнейших подробностей, связанных 
с понятием libido, после того как мы проследили образование ее символов вплоть 
до высочайшего выражения в человеческом образе героического творца религиозной 
области.
ПРИМЕЧАНИЯ 
1 Так представляется нам это с психологической точки зрения. Об этом см. далее.
2 Самсон как бог солнца. См. Steinthal: Die Sage von Simson.
3 Знакомством с этим отрывком я обязан д-ру van Ophuijsen, Zurich.
4 Рудра собственно отец ветров (Maruts), бог ветра и бури; он выступает здесь в 
качестве единственного творческого божества, о чем и свидетельствует дальнейший 
текст. Созидающая и оплодотворяющая роль вполне подходит ему, как богу ветра. 
См. рассуждение в первой части, касающееся Анаксагора, а также и последующие.
5 Персидский бог солнца Митра также наделен бесчисленным множеством глаз.
6 Кто имеет в себе бога, т. е. солнце, тот бессмертен подобно солнцу. Ср. 
первую часть, гл. V.
7 Гёте: Фауст. Перевод Николая Холодковского под редакцией Петра Вейнберга.
8 Гёте: Фауст, ч. I.
9 К тому же Меламп ввел фаллический культ. В награду за то, что он похоронил 
мать змей, змееныши прочистили ему уши так, что он стал “яснослышащим”.
10 Ср. картину на вазе из фиванского Кабириона, где Кабиры изображены то в 
облагороженном, то в карикатурном виде. (См. Roscher. Lex. s. Megaloi Thcoi.)
11 Право называть дактилов мальчиками с пальчиками дает одно замечание у Плиния 
(37, 170), согласно которому критянские благородные камни, имевшие цвет железа 
и форму большого пальца, назывались идейскими дактилами.
12 Отсюда и дактилический размер.
13 No Jensen (Kosmologie, S. 292, ff.) Oannes-Ea является создателем формы 
человека. 
14 Inman: Ancient pagan and modem Christian symbolism. 
15 Varro отожествляет великих богов, с пенатами. Кабиры по его мнению были 
изображениями Кастора и Поллукса в Самофракийской гавани.
16 В Бразилии у берегов Лаконии и в Пефносе находились статуи с остроконечными 
шляпами высотою всего с фут.
17 Весьма многозначительно то, что именно монахи изобрели капюшон.
18 Типический мотив отроческого учителя мудрости воспринять и , мифом о Христе 
в сцене, где двенадцатилетний отрок Иисус учительствует в храме. 
19 Рядом с Митосом находится женская фигура, обозначенная на вазе согласно 
орфическому словоупотреблению как “рождающая”.
20 Roscher. Lex. s. v. Megaloi Theoi.
21 Roscher. Lex. s. v. Phales.
22 Упомяну, что Stekel в Символике сна выследил этот род изображения 
детородного органа.
23 Приобщенная сюда фигура “рождающей”, тем более поражает меня, что я уже 
давно думаю, не является ли источником религиозно-творчественной libido 
примитивное отношение к матери.
24 Одновременно с появлением в печати первой части этой моей работы о Libido 
вышла в свет работа Фрейда под заглавием: Psychoanalytische Bemerkungen uber 
einen Pall von Paranoia (jahrb. Bd. Ill, S. 68). В ней встречается следующее 
замечание Фрейда по поводу “теории libido”, вытекающей из фантазии 
душевнобольного Шребера, замечание, которое по смыслу своему представляет собою 
полную параллель сделанным мною соображениям. Вот это место: “Божеские” лучи 
Шребера, образовавшиеся путем сгущения солнечных лучей нервных волокон и 
семенных нитей, суть не что иное, как вечно изображенные и во сне 
проецированные оккупации libido; они придают его больной фантазии поразительное 
согласие с нашей теорией. Что мир должен погибнуть оттого, что “я” больного 
притянуло к себе все лучи, далее, что больной впоследствии во время процесса 
восстановления должен был чувствовать тяжелое беспокойство, как бы бог не 
расторг лучистого соединения с ним; эти и некоторые другие частности 
фантастических образов Шребера звучат почти как эндопсихические восприятия 
процессов, допущение которых я кладу здесь в основу понимания паранойи.
25 Pro Quint. 14.
26 Liberi — дети сопоставляются у Nazari с libet (Riv. di Fil., XXXVI, 573 ff.).
 Если бы это подтвердилось, то Liber, несомненно мог быть сопоставлен с liberi 
и являлся бы итальянским божеством плодовитости, также мог быть сопоставлен с 
libet. Libitina есть богиня покойников; она, по-видимому, никакого отношения не 
имеет к Lubentina и Lubentia (атрибут Венеры), сопоставляемым с libet. Это имя 
еще не выяснено. Libare — лить (приносить жертву?), по-видимому, не имеет 
никакого отношения к liber.
Этимология libido не только указывает на центральное положение понятия, но и на 
связь с немецким словом Liebe. Вследствие этого мы должны сказать, что не 
только понятие, но и само слово libido удачно выбрано для нашей задачи.
27 Теоретико познавательная корректура положения о сохранении энергии могла бы 
отметить, что этот образ есть проекция эндопсихического восприятия 
эквивалентн
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 162
 <<-