|
а пределами темноты, его
(и его) только зная, можно перешагнуть через смерть; (совершенно) не существует
другой тропы для прохождения.
(11) Простирается он над миром. Господь. Поэтому он добр, как всепроникающий.
Мощное божество, солнцеподобное, живет в каждом, и кто познает его, становится
бессмертным 6. (Кто знает глубокий страх смерти, легко поймет, что жажда
бессмертия является побудительной причиной к отожествлению себя с солнцем.)
Следуя дальше тексту, мы подходим к новым атрибутам, поучающим нас тому, в
какой форме и в каком образе живет в человеке Рудра.
(12) Могучий монарх, он, человек, тот, который направляет свою сущность к этому
миру совершенной чистоты Господнего, неисчерпаемого света.
(13) Человек ростом с большой палец, внутреннее я, всегда находится в сердце
всего рожденного; разумом, управляя разумом в сердце, он обнаруживается. Чтобы
те, кто знает, они стали бессмертны.
(14) Человек с тысячью головами (и) тысячью глазами (и) тысячью ногами,
покрывающими землю со всех сторон, он стоит за нею, за шириною в десять пальцев.
(15) Человек воистину является всем этим, (обоими) тем, что было и тем, что
будет, господином (также) бессмертия, далеко превосходящего все остальное.
Важные параллельные места встречаются в Katha-Upanishad (II, IV).
(12) Человек ростом с большой палец живет посреди, внутри существа, прошлого и
будущего господин.
(13) Человек ростом с большой палец, как пламя свободное от дыма, господин
прошлого и будущего, все тот же сегодня, завтра он будет все тот же.
Кто этот мальчик с пальчик, легко угадать: это фаллический символ libido. Этим
героическим карликом является Фаллос, совершающий великие деяния; он этот
уродливый бог, невзрачного вида, и все же великий чудотворец, так как является
видимым выражением воплощенной в человеке творческой силы. Это странное
противоречие бросается в глаза и Фаусту 7.
Мефистофель: Перед разлукой должен я сказать,
Что черта ты успел таки узнать.
Вот ключ.
Ф а у с т: К чему мне эта вещь пустая?
Мефистофель: Возьми, взгляни: не осуждай, не зная.
Ф а у с т : В руке растет, блестит, сверкает он.
Мефистофель: Теперь ты видишь, чем он одарен.
Ступай за ним, держи его сильнее
И к Матерям иди ты с ним смелее.
Снова вручает дьявол Фаусту чудесное орудие, фаллический символ libido, после
того как вначале пристав в виде черной собаки к Фаусту, он рекомендовал себя
следующим образом:
Мефистофель: Частица силы я,
Желавшей вечно зло, творившей лишь благое.
Я отрицаю все — и в этом суть моя,
Затем, что лишь на то, чтоб с громом провалиться,
Годна вся эта дрянь, что на земле живет.
Не лучше ль было б им уж вовсе не родиться!
Короче: все, что злом ваш хилый брат зовет,
Стремленье разрушать, дела и мысли злые
Вот это все — моя стихия 8.
Соединившись с этою силою, Фауст оказывается в состоянии осуществить задачу
своей жизни сначала путем сомнительных авантюр, но затем ко благу человечества:
без “злого” начала не действует никакая творческая сила. Здесь, в этой
таинственной сцене с матерями, где поэт для разумеющих снимает покров с
последней тайны творчества, Фауст нуждается в фаллическом волшебном жезле
(магизму которого он однако вначале не доверяет) для того, чтобы совершить
величайшее из чудес, именно создание Париса и Елены. Таким путем Фауст обретает
божественную чудотворную власть и к тому же лишь при посредстве незаметного
маленького инструмента. Это парадоксальное свойство, по-видимому, известно было
в самой глубокой древности, ибо и Упанишады говорят следующее о божественном
карлике:
(19) Без рук, без ног, он двигается и схватывает, без глаз видит и без ушей
слышит. Он знает то, что нужно знать, но не существует знающего его. Его
называй первым, могучим человеком.
(20) Меньше малого, (однако) больше великого, в сердце существа покоится
сущность и т. д.
Фаллос является существом, которое движется без членов, видит без глаз,
которому ведомо будущее; он наделен бессмертием в качестве символического
представителя всюду действующей творческой силы. Он мыслится существом
совершенно самостоятельным; это не только было общераспространенным
представлением древности, но и явствует из порнографических рисунков наших
детей и современных художников. Он провидец, художник и чудотворец, поэтому
нечего удивляться, если некоторые характерно фаллические черты приурочиваются к
мифологическим провидцам, художникам и чудотворцам. Гефест, Виланд-Кузнец и
Мани (основатель механизма, славившийся, также как художник) имели
изуродованные ноги. По-видимому, типично также и то, что провидцы были слепы, и
что древний провидец Меламп 9 носил предательское имя Чернонога. Нога карлика,
невзрачность и уродливость стали особенно характерными чертами тех таинственных
хтонических божеств, сыновей Гефеста, которым приписывалась могущественная
чудотворная сила, именно Кабиров 10. Имя Кабир означает мощный; их
самофракийский культ глубоко связан с культом фаллического Гермеса, который по
сообщению Геродота был занесен в Аттику пе-лазгами. И Кабиров называют великими
богами. Их близкими родственниками являются идейские дактилы или мальчик с
пальчик 11, которых мать богов обучила кузнечному ремеслу:
Теперь ты видишь — чем он одарен:
Ступай за ним, держи его сильнее —
И к Матерям иди ты с ним смелее
Кабиры были первыми мудрецами, учителями Орфея, они же изобретали эфесские
заклинательные формулы и музыкальные ритмы. Характерная несоразмерность, на
которую мы выше указали как в тексте Упанишады, так и в Фаусте, встречается и
здесь, ибо исполинский Геракл слыл также и идейским дакти-лом 12. Фригий
|
|