|
к небу кони, впряженные в солнечную
колесницу, покидают земную твердь и несутся над простертым у их ног водным
божеством Океаном. (Cumont: Textes et monuments figures relatifs aux mysleres
de Mithra. Bruxelles 1899, I, p. 178).
49 Ср. мою работу к Психологии и Патологии так называемых оккультных явлений.
50 Apul. Met. lib, XI.
51 De Somniis I, 85.
52 Цитировано по Usener, Weihnachtf est, S. 5: Место из Малахии можно найти в 3,
19: “А для вас, благоговеющих перед именем Моим, взойдет солнце правды и
исцеление в лучах Его.” Эта фигура уподобления напоминает египетский образ
солнца.
53 Cumont. Text. et mon. 1.1, p. 355:
54 Tract. XXXIV, 2; cit. Cumont: Text. et mon. t. I, p. 356. “Non est Dominus
Sol factus sed per quern Sol factus est — ne quis carnaliter sapiens Solem
istum (Christum) intelligendum putaret.
55 Образа в катакомбах содержат много солнечной символики. Крест svastica
(известный образ солнца, солнечное колесо) встречается на облачении
Фоссора-Диогена в Coemeterium Петра и Марцеллина. Символы восходящего солнца,
бык и овен, находятся на фреске Орфея в Coemeterium'e св. Домициллы, также овен
и павлин (который вместе с фениксом представляет собою солнечный символ)
встречаются на одной эпитафии в катакомбе Каллиста.
56 В Гомилетике Климента Римского стоит: — У Господа было двенадцать апостолов,
которые носили число двенадцати месяцев солнца. Этот образ, очевидно, имеет
отношение к солнечному пути по зодиаку. Не пытаясь здесь дать толкование
зодиака, я упомяну, что согласно старинному воззрению (вероятно халдеев) путь
солнца изображался в виде змеи, несущей на спине зодиакальные знаки, как Deus
leontocep-halus в мистерии Митры. Это воззрение подкрепляется другим местом из
ватиканского кодекса, которое приводится у Cumont в другой связи (190 saec.
XIII, р. 229; Text. et mon. t. I, p. 85): Тогда всемудрый творец гневным
движением двинул великого дракона, который на своей спине нес разукрашенный
венец, т. е., двенадцать звездных образов зодиака.
Эта теснейшая связь с зодиакальной змеею достойна внимания и наводит на
размышления. Манихейская система приурочила к образу Христа змею, именно змею
на райском дереве; место из Евангелия Иоанна 3, 14 как бы управомочивает на
это: “И как Моисей вознес змею в пустыне; так должно вознесену быть Сыну
человеческому”. Богослов Н a u f f (Biblische Real- und Verbalkonkordanz, 1834)
замечает по поводу этого места следующее: “Христос рассматривает, однако, этот
старозаветный рассказ как непреднамеренный символ идеи примирения”. Почти
телесная сопринадлежность приверженцев Христа между собою и с Ним известна (к
Римл. 12, 4): “Ибо как в одном теле у нас много членов, но у всех членов одно и
то же тело: так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для
другого члены”. Если бы подтвердилось, что зодиакальные знаки суть образы
libido, то многозначительный смысл получило бы следующее место в Евангелии от
Иоанна 1, 29: “Се, агнец Божий, который берет на себя грех мира”; при этом я,
конечно, имею в виду лишь исторический очерк этого фигурального выражения. Ср.
Leblant: Sarcophages de la Gaule, 1880. 57 По одной мюнхенской рукописи 12-го
столетия.
58 Впоследствии Аттис был ассимилирован Митре. Он изображался также как и Митра
в фригийской шапочке (Cumont: Myst. de Mythra, p. 65). По свидетельству
Иеронима Вифлеемская пещера, где родился Христос, была первоначально капищем
(spelaeum) Аттиса (Usener: Weihnachtsfest, S. 283).
59 Cumont (ibidem p. 4) говорит о христианстве и митраицизме следующее: “С
изумлением заметили оба противника, до чего они похожи друг на друга во многих
отношениях, но дать себе отчет в причинах этого сходства они не были в
состоянии”.
60 Edmond Rostand: Cyrano de Bergerac. Paris, 1896.
61 См. Бытие б, 2: Тогда увидели сыны Божий дочерей человеческих, что они
прекрасны, и брали себе в жены, какую кто выбрал.
62 1.с.S.419.
63 Проекция в “космическое” есть старинная привилегия libido, так как последняя
естественно вступает в наше восприятие через все входы наших чувств словно
извне, и именно в форме сопровождающих восприятие созвучаний чувства
удовольствия и неудовольствия, созвучаний, которые мы, как известно, без
дальнейших рассуждении приписываем объекту и причины которых мы вопреки
философским соображениям склонны неизменно выискивать в объекте, даже тогда,
когда последний, как это часто бывает, почти вовсе в них не повинен. Отличные
примеры непосредственной проекции libido встречаем мы в любовных песнях. “Внизу
на взморье, внизу там на берегу, там стирала девушка, вероятно, одежду своего
возлюбленного... И легкий западный ветерок повеял на берегу и приподнял слегка
ее юбку, и стали видны щиколки; и берег и весь мир стал светлее”.
(Новогреческая народная песнь из Sander. “На дворе Гимира я увидел, как прошла
дорогая мне девушка; от блеска ее рук загорелось небо и все вечное море”. (Из
“Edda” в переводе Н. Gehring). Сюда же относятся все сообщения о чудесах, о
“космических” событиях при рождении и смерти героев (Вифлеемская звезда,
землетрясение, разрыв храмовой завесы и т. д. при смерти Христа). Всемогущество
Божие есть очевидное всемогущество libido, которая является единственным
действительным чудотворцем. Описанный Фрейдом симптом “всемогущество мысли” при
Zwangsneurose возникает из “сексуализирования” интеллекта. Историческая
параллел
|
|