|
изумленными глазами.
Уж солнце скрылось; но в душе больной
Растет опять могучее желанье. ........
(Из этого ясно, что это тоже желание и тоже солнце).
8 Ср. Юнг: Diagnostische Assoziationsstudien u Psychologie der Dementia praecox,
Кар. II und III.
9 В магическом папирусе, который Dieterich издал как литургию Митры, находится
следующая песнь посвящаемого: есмь звезда, сопровождающая вас и источающая свет
из глубины.
10 И цари из рода Сассанидов называли себя братьями солнца и луны. В Египте
считали душу каждого государя осколком солнечного Хоруса — инкарнацией солнца.
11 Дневное исхождение из преисподней. См. Erman: Aegypten, S. 409 ff.
12 Ср. выше коронование. Перо — символ власти. Венец из оперения то же. что и
корона из лучей. Коронование есть уже отожествление с солнцем. Так зубчатая
корона появляется в изображениях на римских монетах с того времени, когда
началось отождествление цезарей с непобедимым солнцем (solis invicti omes).
Сияние вокруг головы святых есть образ солнца, так же как тонзура. У жрецов
Изиды были выбритые блестящие макушки, как “звезды”. Ср. Метаморфозы Апулея.
13 Ср. то, что я сказал по поводу этого в работе о Значении отца для судьбы
каждого.
14 В тексте т. наз. Литургии Митры говорится: “Как только ты это скажешь,
откроется сейчас же диск солнца”. Мист просил, следовательно, в своей молитве о
божественной силе, чтобы мочь раскрыть даже солнечный диск. И Шантеклер Ростана
заставляет солнце взойти своим петушиным криком.
У Матфея (17, 20) читаем: “Ибо истинно говорю вам: если будете иметь веру в
горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда; и она перейдет; и
ничего не будет невозможного для вас”.
15 Иоанн 10, 30: “Я и Отец одно”.
16 “О двух телах” темный эпитет, если не признать, что тогдашним мистериям
известна двутелесность Спасенного являлась атрибутом и божества, а,
следовательно, и libido. В культе Митры богом-духом, по-видимому, является
Митра, а богом-природою — Гелиос, видимый наместник божества. Ср. дальше о
смешениях Христа с солнцем.
17 Ренан (Философские диалоги и отрывки) говорит: “До того, как религия дошла
до провозглашения, что Бога надо искать в абсолютном, в идее, то есть вне мира,
существовал лишь один культ разумный и научный: это был культ солнца”.
18 Buber Ekstatische Konfessionen, S. 66.
19 Песни любви к Богу. Цит. из Buder. Ekstat. Konfess., S. 40.— Родственную
символику можно найти и у Карлейля (О великом человеке): “Все великое в бытии
действительно велико для него. Куда бы он ни обратился, он не может избегнуть
этой величественной действительности. Это свойство его природы; именно это и
придает ему величие. Устрашающею и дивною, действенною как жизнь, действенною
как смерть, является ему вселенная. И если все забыли бы правду вселенной и
поддались бы обманчивым миражам, он не сможет так поступить. Перед ним
постоянно сияет пламенный образ”. (Герои и поклонение героям.)
20 Buber 1. с. S. 45.
21 Я подчеркиваю это место потому, что образ этот заключает в себе
психологический корень так называемого небесного странничества души,
представление о котором восходит до глубокой древности. Это образ скитающегося
солнца, которое от восхода до заката пробегает весь мир. Странствующие боги
суть образы солнца, то есть libido. Это уподобление неизгладимо врезалось в
человеческую фантазию. Приведу два характерных для этого стихотворения. Первое
Страдания Матильды Везендонк:
“Солнце, плачешь каждый вечер и твои прекрасные глаза краснеют, когда ты
купаешься в зеркале вод, и тебя настигает ранняя кончина. Но восстаешь в
прежнем великолепии; блеск сумрачного мира, ты, пробуждаешься утром, подобное
гордому победителю. Как могу я жаловаться, видя, что сердцу моему тяжело, когда
даже солнцу приходится впадать в уныние, когда даже солнце должно заходить. И
если жизнь порождает лишь смерть, если блаженство приносит только страдания, то
как велика моя благодарность, что природа наделила меня таким страданием”.
Другое, параллельное этому стихотворение, принадлежит Рикарде Хух: “Подобно
тому, как земля, расставаясь с солнцем, в спешном полете удаляется в бурную
ночь, окутывая обнаженное тело в снежное звездное покрывало, в молчании,
лишенная летней благодати; (подобно тому, как земля) глубже погружаясь в зимнюю
тень, внезапно близится к тому, от чего она убегала; видит себя в горячих
объятиях розового света, бросаясь навстречу потерянному супругу: — так шла я,
страдая от кары изгнания, прочь от твоих очей навстречу злой доле, беззащитная,
преданная пустынному северу, постоянно глубже склоняясь к смертному сну, и
также (как земля) я пробудилась у твоего сердца, ослепленная великолепием
утренней зари”.
22 Werke Bd. VIII, S. 427.
23 Dieterich 1. с. S. 8, 9: Свист и щелкание представляют собо
|
|