|
ками, почему
изображались со звездой над головой 59. Ничего нет удивительного, что язычники
по свидетельству Тертулиана признавали солнце за христианского бога. У манихеян
таковым оно и являлось в действительности. Одним из удивительных памятников
этой области, где азиатское язычество, эллинизм и христианство перемешались
между собой, является “книга басен”, описывающая персидские обычаи, которую
издал Wirth; это прямо клад еретических фантазий, которые дают возможность
глубоко заглянуть в христианскую символику. В этой книге можно найти следующее
магическое посвящение: Зевсу-Гелиосу, великому богу, царю-Иисуса. В некоторых
местностях Армении и в настоящее время почитается христианами восходящее солнце,
его молят, чтобы стопа его покоилась на лице молящего. Нога является здесь
знаменательным антропоморфическим атрибутом.
До этого мы встречаемся с териоморфическим атрибутом оперения и солнечным
фаллосом. Другие уподобления солнечным лучам, как-то нож, меч, стрела, имеют
также, как мы это знаем из психологии сна, фаллическое основное значение.
Это значение должно быть приурочено и к ноге, а также и к оперению или волосам
солнца, символизирующим солнечную власть и силу. Укажу на легенду о Самсоне и
на рассказ из Апокалипсиса Баруха о птице Фениксе, которая, носясь перед
солнцем, теряет свои перья и обессиленная вечером подкрепляет себя, купаясь в
океане.
Разбирая символику Моли и Солнца мы докопались до исторических глубин души и во
время этой работы наткнулись на старого идола; он был весь в земле, но
представлял собой солнечного героя, блистающего юношеской красотой и огненными
кудрями, с лучистой короной на голове; он вечен, смертным недоступен, он
обегает землю и шлет за днем ночь, за летом зиму, за жизнью смерть, он восстает
в обновленном великолепии и светит грядущим поколениям. На него направлено
страстное томление сновидицы, скрывающейся в образе моли.
Античная культура передней Азии знала почитание солнца под видом умирающего и
воскресающего бога; Озирис, Таммуз, Аттис-Адонис, Христос, Митра с его быком,
Феникс и так далее. В огне почиталась столь же благотворная, сколь и
губительная сила. Стихии всегда имеют две стороны, как мы это уже видели на
примере того бога, которому молился Иов. Это обращение приводит нас снова к
стихотворению мисс Миллер. Ее воспоминания оправдывают сделанное нами выше
предположение, что образ моли и солнца есть сгущение и сплетение двух образов,
один из которых только что был нами рассмотрен; другой же есть моль и пламя. В
качестве заглавия театральной пьесы, о содержании которой мисс Миллер ничего
нам не сообщает, Моль и Пламя имеет вероятно обычный эротический смысл: до тех
пор порхать вокруг огня страсти, пока не обожжешь себе крыльев. Страстное
томление, (другими словами libido), тоже имеет свои две стороны: это сила,
которая придает всему красоту, но иногда приводит все к гибели. Часто делают
вид словно не могут как следует понять, в чем же именно состоит разрушительное
свойство созидающей силы. Женщина, отдающаяся, в особенности в современных
культурных условиях, страсти, познает разрушительный элемент очень скоро.
Достаточно представить себе, что только немного перешел границу общепринятой
морали, чтобы понять, какое чувство безграничной неуверенности должно охватить
того, кто безусловно отдался судьбе. Давать жизнь другим, значит разрушать
самого себя, так как с возникновением следующего поколения поколение
предшествующее перешло высший пункт своего развития; так наши потомки
становятся опаснейшими врагами для нас; мы не можем с ними справиться, так как
они нас переживут, и потому наверняка вырвут власть из наших обессиленных рук.
Страх перед эротической судьбой совершенно понятен: в ней есть нечто
необозримое, вообще судьба кроет в себе неизвестные опасности и постоянная
медлительность невротика решиться жить объясняется легко желанием остаться
поодаль, чтобы не участвовать с другими в опасной борьбе за жизнь. Наши
современные моральные взгляды идут навстречу этому желанию, поскольку оно имеет
отношение к эротической судьбе. Столь необходимая многим эротическая
решительность часто падает под влиянием противоположных моральных оснований.
Этому охотно поддаются, так как имеют при этом социальное преимущество слыть
“нравственными”. Но кто отказывается от риска пережить что-либо, должен
заглушить в себе желание к тому, то есть совершить своего рода самоубийство.
Отсюда ясны фантазии, имеющие своим предметом смерть и сопровождающие часто
отказ от эротического желания. В стихотворении мисс Миллер эти фантазии нашли
свое место, а в материалах она присоединяет следующее:
“Я читала избранные произведения Байрона, которые мне особенно понравились и
оставили по себе прочное впечатление. Впрочем ритм моих двух последних стихов
“Ибо я источник...” и так далее очень похож на два стиха Байрона:
“Нет, дай мне умереть как я жил, веруя, И не дрогнуть, если бы даже мир
содрогнулся”.
Это воспоминание, которым замыкается ряд пришедших ей в голову соображений,
подтверждает фантазии о смерти, возникающие вследствие отказа от эротического
желания. Мисс Миллер не упоминает о том, что приведенная ею цитата находится в
неоконченной поэме Байрона “Heaven and Earth” 60. Все место гласит:
“Все же, да будет благословен Господь, за все прошлое, за все ныне существующее,
ибо все принадлежит Ему. От первого до последнего — время — пространство —
вечность — жизнь — смерть — великое известное и неизмеримое неизвестное. Он
создал и может разрушить; стану ли я из-за краткого испускаемого дыхания,
богохульствовать и стонать? — Нет, дай мне умереть как жил, веруя, и не
дрогнуть, если бы даже мир содрогнулся”.
Эти слова находятся в своего рода восхвалении или молитве, произносимой
смертным во время безнадежного бегства от растущей волны потопа. Мисс Миллер
ставит себя, цитируя это место, в сходст
|
|